Uber в Казани: альтернатива миру, похожему на гигантскую парковку и медленно ползущую пробку

19 марта 2017 // Прочитано 5080 раз

Городская транспортная инфраструктура, созданная для людей, а не для автомобилей - характерная черта самых развитых городов планеты. Но даже любая продуманная система не заменит полностью личные автомобили, ведь полного охвата территории маршрутами общественного транспорта добиться невозможно. Более того, для многих горожан автобусы, троллейбусы и метро не представляются достойной альтернативой своему автомобилю по целому ряду других причин: длительное время ожидания и передвижения, низкий уровень комфорта и безопасности поездки, большой «человеческий» траффик.

В современном мире высокотехнологичные компании меняют привычки и образ жизни людей, и помогают транспортным системам городов быть эффективнее, снижая загрузку дорог и загрязнение воздуха. Среди лидеров этой этого рынка - компания Uber. В 2009 году ее основатели создали мобильное приложение, которое связывает водителей и потенциальных клиентов. Свою работу компания начинала в Сан-Франциско, а сегодня присутствует в 73 странах и 450 городах. В мире каждый день совершается пять миллионов поездок. В России Uber начал работу в 2013 году и сегодня доступен в 16 городах.

- Изначально мы делали Uber как премиальный сервис, сейчас же мы нацелены на масштаб и предоставляем услуги, которые доступны и надежны. В Казани мы присутствуем с сентября 2015 года, активно развиваемся в городе и будем продолжать это делать. У Uber здесь десятки тысяч клиентов и тысячи водителей. Любой человек может начать пользоваться нашим сервисом, вызвав водителя с помощью приложения на смартфоне, - сказал генеральный директор Uber в России Дмитрий Измайлов.

703A4350

Специалисты из Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ, «Высшей школы экономики» и Европейского Университета в Санкт-Петербурге провели экономический анализ рынка общественного транспорта и такси пяти крупнейших городов и опросили 1600 пользователей такси, сделав вывод, что приход Uber неминуемо влияет на развитие городов, в том числе Казани.

- Исследование преследовало три основных задачи: первое - посмотреть особенности развития транспорта в крупных городах, и все что связано с обслуживанием населения и развитием городской среды, второе – изучить, как появление новых технологий, информационных систем меняет рынок и потенциально сказывается на доступности транспортных услуг, на ценах и на их качестве, наконец, третье - попробовать совместить количественные исследования и произвести качественную оценку экономического влияния новых процессов в сферу развития транспорта, - объясняет Марат Сафиуллин, проректор КФУ и один из лидеров команды разработчиков.

703A4165

Транспорт - одна из проблем, сдерживающих развитие российской экономики. Темпы роста в этой сфере отстают от роста национальной экономики, что сказывается на подвижности населения, мобильности трудовых ресурсов и предпринимательской активности. Доля транспорта в валовом внутреннем продукте сокращается все последние годы. Кроме того, по данным аналитиков, в России с 2014 года наметился тренд к падению доступности общественного транспорта. Динамика роста заработной платы демонстрирует тенденцию к снижению, а тарифы - напротив, к опережающему росту. Тарифы на пассажирский транспорт за последние четыре года поднялись в среднем на 20%. При этом цены на такси упали на 1,7%.

703A4339

Специалисты подсчитали, что стоимость проезда в такси за 1 километр составляет 98% от цены билета на трамвай. Низкая стоимость услуг стала возможной благодаря конкуренции среди компаний и приходу Uber. А в сравнении со стоимостью владения автомобилем выгодными становятся даже ежедневные поездки. Это показывают и исследования среди жителей Казани. Для большинства пользователей сервис стал экономичной альтернативой личному авто. Более половины опрошенных отмечают безопасность поездок с Uber, которая обеспечивается тем, что клиенты заранее знают, кто будет их водителем, и даже могут посмотреть его фотографию до начала поездки.

703A4237

Удельный вес поездок с Uber за пределы центра города варьируется от 40 процентов в Казани до 60 в Санкт-Петербурге. Это говорит о том, что сервис делает отдаленные районы, в которых ввиду низкого пассажиропотока мало маршрутов общественного транспорта, более доступными.

- Хорошая новость заключается в том, что альтернатива миру, который похож на гигантскую парковку и медленно ползущую пробку, есть - это рациональное использование автомобилей. Ведь, проблема не в личном транспорте, а в том, как он используется, - утверждает Кристофер Бургхардт, директор по вопросам политики и коммуникаций Uber в Европе.

703A4301

По словам топ-менеджера, Uber меняет мир уже сегодня - если раньше в Сан-Франциско или Москве ожидание такси могло достигать нескольких десятков минут, то сейчас среднее время подачи в этих городах - 4 минуты. Теперь для многих молодых людей до 30 лет автомобиль не такое желанное приобретение, как был раньше. Но люди готовы добровольно отказаться от использования личного транспорта только когда ему есть надежная альтернатива, которой старается быть Uber.

С конца 2016 года «уберизация» наметилась и в Татарстане. В ноябре президент республики Рустам Минниханов встречался с вице-президентом компании и по итогам этой встречи было принято решение о том, что Татарстан и Uber начинают плотное взаимодействие. При этом руководство калифорнийской компании высказало заинтересованность в реализации ряда проектов и инициатив.

703A4129

- Первое это задача размещение инфраструктуры хранения данных компании, которые используются при предоставлении услуг на территории России. Uber совместно с казанским IT-парком и министерством информатизации и связи Татарстана прорабатывает возможность размещения вычислительных мощностей. Второй проект - это регистрация на территории города Иннополис головной компании, которая будет предоставлять услуги в России. Это большой шаг, который направлен на повышение не только качества жизни людей, но на увеличение экономического потенциала Республики Татарстан, - рассказал о сотрудничестве с международной компанией министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов.

Он также добавил, что третий проект, который сейчас прорабатывается - это взаимодействие компании Uber с органами муниципальной и государственной власти в части предоставления услуг транспортного обеспечения при разъездном характере работы специалистов. В данный момент изучается возможность замещения собственного транспорта сервисной моделью, возможно с использованием платформы Uber.


Читайте также: Иннополис: какой бизнес открыть в городе высоких технологий  


Автор: Бахтияр Сабиров. Фото: Султан Исхаков.

Поделитесь с друзьями

1 Комментарий

  • Комментировать читатель 21 марта 2017 написал(а) читатель

    Можно добавить: перейти на альтернативный электромобильный транспорт и открыть серийный выпуск производства.

Оставить комментарий