Дорожная романтика: как журналист портала «События» дисциплинировала водителей

22 ноября 2016 // Прочитано 4925 раз

Корреспондент sntat.ru Наталья Рыбакова поменяла профессию и стала первой женщиной-сотрудником дорожной службы УГИБДД Казани.

Час на дороге с жезлом и видеокамерой, замёрзшие ноги, три остановленные машины и ни одного серьёзного нарушителя. Таковы итоги моей первой в жизни стажировки в патрульной службе ГИБДД. Наш экипаж разместился на улице Фрунзе в Казани. Ну, а я - журналист в прошлом, а в этот момент стажер Госавтоинспекции притаилась возле небольшой парковки, в нескольких метрах от пешеходного перехода в ожидании наглых автолюбителей, не уступающих дорогу людям.

- Настраиваем видеокамеру. Включаем кнопочку, когда видим пешеходов. Машины при повороте обязаны им уступать дорогу, но это делают не все. Основные нарушения приходятся на час-пик. Это утром с 7 до 9 часов, когда люди торопятся на работу, или вечером с 17 до 20 часов, когда все спешат домой, - объясняет мне мой куратор, инспектор по пропаганде ОГИБДД Кировского района Казани Ильназ Шакирянов.

Попутно я узнаю, что есть разные специальные камеры, при помощи которых можно не только определить скорость движения машины, но даже отследить - пристегнут ли в салоне водитель ремнём безопасности. А недавно в городе появились «умные» видеокамеры, которые сами фиксируют непредоставление водителями на переходах преимущества пешеходам. Многие автолюбители уже заметили «большого брата» в центре города.

В топ популярных нарушений входят превышение скорости, езда по автобусным полосам, перевозка детей без специальных удерживающих устройств.

Лидирует в этом списке вечное противостояние водителей и пешеходов. Немало вопросов у участников дорожного движения возникает в связи с изменениями, вступившими в силу в ПДД 3 августа текущего года. В пункте 14.1 правил изменилась терминология. Если раньше говорилось, что водитель должен «пропустить пешеходов», то теперь написано, что он должен «уступить дорогу». Требование «уступи дорогу» означает, что водитель не должен своими действиями создавать помех для движения пешехода. К примеру, заставлять последнего снизить скорость или изменить траекторию движения.

- Если пешеход переходит дорогу от водителя автомобиля справа и траектории их движения пересекаются, то водитель обязан уступить дорогу. А если дорога широкая, вы едете по крайней правой полосе, а пешеход на противоположной стороне только ступил на дорогу, то можно проехать, не создавая помех для движения. Однако по новым правилам приближаясь к пешеходному переходу, все водители обязаны снизить скорость. Штраф за непредоставление пешеходам преимущества на переходе составляет 1,5 тысячи рублей, - пояснила позже старший инспектор по пропаганде ГИБДД Казани Оксана Кононенко.

Но возвращаемся к нашему рейду. Ура! Кажется, есть первый нарушитель. Хотя нет, по новым правилам хоть пешеход и ступил на пешеходный переход с противоположной стороны дороги, водитель проехал, не создавая для него помех. Но раз уж мы его остановили, проверим документы по базе. Ремень пристегнут и с документами все в порядке. Что ж, рекомендуем почистить запачканные номера и желаем счастливого пути.

Коротаем время на службе дорожными байками и личными историями. Как выяснилось, мой наставник до отдела пропаганды ГИБДД три года провел с жезлом на дорогах. А в ГАИ Ильназ Шакирянов устроился на работу после школы, где два года трудился преподавателям ОБЖ и труда. Резкую смену деятельности он называет «карьерным ростом». В школе было скучно, а тут аттестация, погоны, социальные льготы и непредсказуемость. Молодого сотрудника ДПС ставили на аварийные участки дорог или в места, где особо затруднено движение. На дорогах доводилось сталкиваться с разными людьми. Встречались пьяные, агрессивные водители, либо чрезмерно кокетливые нарушительницы ПДД.

- Сейчас я сотрудник Отдела пропаганды, на дорогах не стою. Но принимаю участие в различных рейдах и акциях. К примеру, в рамках всероссийской операции «Внимание, дети!» в сентябре мы работали возле одной из школ в Казани. За один час задержали 12 нарушителей, которые перевозили детей без детских кресел. Сами не ожидали такого результата! Родители не понимают, что дорожные аварии - это очень опасно, они приводят к серьёзным травмам и даже к гибели. А еще был случай, когда я задержал автоледи за рулем. В салоне машины находился ребенок, непристегнутый ремнём безопасности. Так эта женщина не признала своей вины и стала кричать на школьника, обвинив его во всем. Чуть не побила мальчишку, обещала даже оставить без подарка. Оказалось, что у ребёнка в тот день было день рождения, - рассказал старший инспектор по пропаганде ОГИБДД по Вахитовскому району Айнур Рахматуллин.

За годы работы инспекторы ДПС становятся настоящими психологами. Могут с ходу определить характер водителя. К примеру, если в машине едет семья с детьми, чаще всего водитель ведёт автомобиль аккуратно, заботится о безопасности близких, соблюдает скоростной режим и уважительно относится к другим участникам дорожного движения. При этом одинаково часто встречаются нарушители ПДД как среди женщин, так и среди мужчин. Особо буянят при задержании те, кто находится в наркотическом или алкогольном опьянении.

В профессии сотрудника дорожной службы, как и в любой другой, есть свои плюсы и минусы. Рабочий день составляет целых 12 часов. Однако каждый час бывают 15-минутные перерывы, чтобы погреться зимой, попить чай, отдохнуть. Впрочем, если много аварий, то работать надо, не покладая жезла, чтобы разрулить дорожную ситуацию. Бывает, что за час на одном участке доводится оформлять до 10 нарушений ПДД, хотя сам процесс оформления длительный. Ведь каждого водителя нужно проверить по специальной базе, посмотреть - не лишён ли он прав, не находится ли в розыске, есть ли долги по штрафам, не числится ли в базе должников у судебных приставов.

- Когда я работал на дороге, бывало, что мне пытались давать взятки. Таких водителей мы сразу оформляли, передавали информацию в отдел полиции. Премии тогда за отказ от взятки нам не давали. Зарплата у нас достойная. Будучи стажером, зарабатывал 15 тысяч, а потом через полгода, после аттестации доход увеличился в два с лишним раза, - рассказывает мой куратор.

В общем Ильназ Шакирянов рекомендовал мне переходить на постоянную службу в ГИБДД. Работа в правоохранительных органах - это стабильность, карьерный рост, еженедельные занятия физкультурой. Для этого нужно просто подать заявление и пройти аттестацию. Парень обязательно должен отслужить в армии и желательно, чтобы у него было техническое образование. У девушек приветствуется юридическое образование. Кстати, я могла бы стать первой представительницей прекрасного пола в полку ДПС Казани, которая бы несла службу на дорогах.


Читайте также: «Чтобы работать пожарным нужно немного смелости и неравнодушие к людям»


Авторы: Наталья Рыбакова, Рамиль Гильванов

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий