Муфтий Татарстана призывает защитить вакфы законом

05 октября 2016 // Прочитано 6474 раз

В Казани обсудили проблемы правового статуса собственности мусульманских общин и вопросы развития благотворительности.

Вакф — это имущество, которое прихожане передают в доверительное управление мусульманским общинам с тем, чтобы прибыль от него шла на благотворительность. Это могут быть земля, дома, иное имущество. На вырученные средства строят мечети, медресе, приюты, клиники, восстанавливают исторические и природные памятники. Иными словами, делают добрые дела.

Таким образом, вакфы помогают решить многие социально-значимые проблемы. В мире этот институт развивался с 11 века. Были вакфы для поддержания хорошего состояния дорог, для покупки украшений невесте, для отправки неимущих в хадж. Вакфы были распространены в Средней Азии, Поволжье, на Кавказе и Крыму. В Татарстане вакфы были еще до революции, и сейчас это имущество возвращается. Например, Галеевская мечеть, которую реконструировали, а на ее территории воздвигли новый комплекс ДУМ РТ. В советские годы имущество мусульманских общин был национализировано и утрачено.

В наши годы на пути возрождения этой благородной миссии предстоит сделать еще многое. Сегодня в Казани открылась международная научно-практическая конференция «Вакф в России: современность и перспективы». На форум съехали ведущие мировые эксперты в этой области и делились опытом с татарстанскими коллегами.

– Институты вакфов важны для существования мусульманской уммы, это один из самых эффективных экономических инструментов, - открыл встречу ректор РИУ Рафик Мухаметшин.

– В наши дни перед современной российской уммой стоит задача по реанимированию и популяризации института вакуфного имущества. К сожалению, сейчас подавляющее большинство просто не понимает отличие вакфа от других видов собственности, - заметитил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин.

Кроме того, есть проблемы с правовым статусом. По словам муфтия, вакф — это имущество, которое не отчуждается, но ни в одном российском законе оно не прописано.

– Нет гарантии неотчуждаемости имущества. Но вакф всегда должно служить тем целям, в которых это имущество было подарено или воздвигнуто. На этом раньше держались многие детские дома, медресе, институты. Если бы вакуфное имущество было бы защищено федеральным законодательством, то процесс развития этого мусульманского института шел значительно быстрее, - отметил Камиль хазрат.

В Казани не впервые обсуждают тему вакфов. Большое внимание ей уделили на KazanSummit, где также говорили о развитии исламского банкинга и экономики. Гостям презентовали Фонд «Вакф Республики Татарстан» и его вакуфные проекты такие, как мусульманская медицинская клиника, Вакуфный комплекс в Набережных Челнах, мусульманский санаторный комплекс, реабилитационный центр для детей и Дом Закят. Уже есть договоренность с инвесторами, в том числе из мусульманских стран о поддержке этих проектов. Один из них — выпуск первых в России исламских облигаций — сукук — обсудили сегодня с представителями Исламского банка развития.

– Сегодня мы уже переговорили по этому проекту. Они готовы выступить его оператором. Есть светские облигации, а мы хотим выпустить исламские — сукук. Это без харама, без процентов, в рассрочку. Мы хотим стать первыми в России, кто выпускает сукук, - подчеркнул генеральный директор «Фонда Вакф Республики Татарстан» Рустем Хабибуллин.

В свою очередь, выступая на конференции, представитель Исламского банка развития Абделлах Аль-Фак Аль-Мак отметил, что исламский мир в последнее время переживает большое оживление в развитии вакфов. Для того, чтобы достичь экономического роста в мусульманских сообществах, ИБР более 40 лет поддерживает вакфы. Бюджет их фонда более 1 млрд долларов, средства которого расходуются в различных сферах, где не участвует государство, на поддержку образовательных проектов, грантов и помощи тем территориям, корые подверглись бедствиям и несчастьям.

– В Татарстане мусульмане также могут получить большого пользу от своего «Фонда вакф». Эта конференция очень важна и имеет большое значение для вашей республики, а в дальнейшем и для всего исламского мира. Исламский банк развития поддерживает мусульманские сообщества России, - заявил представитель банка Абделлах Аль-Фак Аль-Мак.

Первый заместитель муфтия России Рушан Аббясов в своем выступлении также высоко оценил вклад вакфов в становлении мусульманской цивилизации. По его словам, раньше в России вакфы играли большое значение. В частности начало Московской соборной мечети было вакфом — землю даровал купец Касимов. Руководитель аппарата ДУМ Чечни отметил опыт Тататарстана в возрождении института вакфов и заявил, что намерен изучить его более детально.

– Мы находимся в состоянии развития. Мы используем ваш опыт в нашем развитии, нам важно участвовать в таких площадках и учиться у вас, - поблагодарил он организаторов.

Председатель ДУМ Санкт-Петербурга назвал вакфы важными стабильными источниками доходов для российской мусульманской инфраструктуры.

– Но как нам быть. Российские законы не подразумевают использование вакфов, при передаче собственности статус меняется. Мы восстанавливаем историю. Не было ни одного состоятельного сподвижника, который не учредил бы вакф до
революции, - отметил Равиль хазрат Панчеев.

По его словам, сейчас в России законодательно не определено понятие вакфов, но стране нужна вакфная отрасль. Мусульманской общине важно признание понятия вакуфной собственности, считает глава ДУМ Санкт-Петербурга. А вот его коллега из Крыма даже предложил свое решение этой проблемы. На полуострове институты вакфов оформляют в форме благотворительных фондов и тем самым не нарушают правовое поле России.

– Вакф - это уникальное явление в исламском мире, оно появляется и развивается. Насколько общество развивается, настолько развивается и вакф. Если мы на таком уровне говорим об этой теме, значит и наше общество выросло, - подчеркнул заместитель председателя ДУМ Республики Крым Асадулла хазрат Баиров.

По его словам, вакфы — это мосты между людьми, которые желают совершить доброе дело, и теми, кто нуждается в помощи. Крымские вакфы в прежние годы существовали при каждой мечети и махалле. Они кормили бедных, пристраивали бездомных животных и совершили другие благотворительные акции.


Читайте также: В Казань приехал внук пророка Мухаммада в 42 поколении


Автор: Василя Ширшова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий