В юбилей Нажиба Жиганова казанцев порадовали премьерами

30 сентября 2011 // Прочитано 235 раз
Осень порадовала казанцев двумя музыкальными событиями, посвященными 100-летию со дня рождения Н.Г. Жиганова – оперой “Алтынчач”, поставленной силами студенческой оперной студии консерватории и симфоническим оркестром Татарстана под руководством Александра Сладковского и оперой “Джалиль” в постановке Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля.

Обе постановки привлекли внимание музыкальной общественности города, о чем свидетельствуют аншлаг в оперном театре и более трех тысяч человек на территории Пушечного двора Казанского Кремля.

Опера “Алтынчач” настолько органично вписалась в натуральный интерьер древней башни, что декорации просто не понадобились. Эпическая сказка “совпала по возрасту ”со старой кладкой стен.

Исполнителям оперы удалось обыграть естественность декорации, в которой они чувствовали себя вполне непринужденно. Конечно, исполнение на открытом воздухе сталкивает музыкантов и, прежде всего, вокалистов, с определенными трудностями: природа непредсказуема и акустическая аппаратура не может быть надежным помощником. Для освоения такого открытого пространства (вместо привычной сцены) нужен опыт, большое количество репетиций. Нельзя забывать, что опера поставлена силами студенческого коллектива консерватории и сразу после летних каникул. Но, несмотря на некоторые шероховатости, опера удалась. Молодая отвага исполнителей главных партий (Алтынчач – Айгуль Хайри, Джик – Филюс Кагиров), искренность и ненадуманная выразительность интонаций всех действующих лиц с лихвой искупили некоторые ансамблевые погрешности. Концерты “на улице” давно стали частью мировой практики, направленной на то, чтобы круг просвещенных и заинтересованных слушателей расширялся. В нашем городе подобные концерты академической музыки делают первые шаги. Оперный фестиваль “Казанская осень” будет продолжен и порадует нас не только новыми постановками, но и открытием новых имен, молодых вокалистов.

Оперная студия Казанской консерватории существует благодаря всяческой поддержке со стороны ректората, энтузиазму профессоров консерватории А.И.Заппаровой, В.Г.Лукьянова, З.Д.Сунгатуллиной. Но материальная база этого коллектива недостаточна. Студенческая постановка не может соперничать с постановкой в оперном театре. Декорации, костюмы, звуковое обеспечение и т.д. требуют значительных затрат. Думается, что этот постоянно обновляющийся коллектив должен быть не только предметом забот ректората консерватории, но и руководства Оперного театра, а также министерства культуры Татарстана.

19 сентября состоялась премьера спектакля по мотивам оперы Н.Г.Жиганова «Джалиль». Михаил Панджавидзе выступил в роли режиссера-постановщика и соавтора либретто. Слагаемые этой оперной постановки – высокопрофессиональные солисты, слаженный оркестр под руководством дирижера Рената Салаватова, прекрасный хор, богатый видеоряд. Оперный театр давно и успешно «держит марку», пропагандируя шедевры европейской и отечественной музыки. С ним охотно сотрудничают известные солисты, дирижеры, режиссеры. Постановка оперы Н.Г.Жиганова не стала исключением: солисты из Санкт-Петербурга, Казахстана, Башкортостана; режиссер-постановщик и автор новой редакции либретто из Беларуси. Задача современного прочтения темы патриотизма очень непроста. Любой намек на пафосность вызывает недоверие.

Опера Жиганова вполне соответствует канонам советской идеологии, хотя внутри внешней фабулы прочитываются другие идеи и смыслы. Нравственная голгофа униженного обстоятельствами героя, «негромкого» поэта Мусы Джалиля, его духовная стойкость, позволившая преодолеть страх боли, страх смерти и встать во весь рост, – вот истинный сюжет оперы.

Удалось ли в новой постановке ясно его обозначить? И да, и нет. Может быть, стоит несколько изменить либретто там, где происходит «падение» героя, согласившегося служить фашистам, дать почувствовать, что любой человек может быть сломлен превосходящими силами и не сразу найти достойный выход из сложившейся ситуации, в мучительных сомнениях найти дорогу к самому себе. Некоторые режиссерские находки, увы, грешат стилистическими ошибками. Приемы из арсенала рок-оперы и фильма ужасов едва ли уместны в классической постановке. Стоит ли людей, пришедших послушать оперное действо, оглушать динамиками или «тонизировать» живыми овчарками (если уж говорить об исторической достоверности, то уместнее были бы ротвейлеры), равно как и пугать явлением девушки в маске смерти. Все это, к сожалению, не имеет к теме постановки ни малейшего отношения и вызывает лишь недоумение.

Конечно же, все новое в искусстве вызывает неоднозначную реакцию. Спектаклю еще предстоит шлифовка в процессе последующих постановок. Главное, что он состоялся после довольно долгого перерыва, что само по себе – событие. Это значит, что национальная опера жива, а значит, жив и ее основоположник Назиб Жиганов.


Поделитесь с друзьями