Оберегая и покровительствуя, расправила птица свои крылья…

10 сентября 2011 // Прочитано 294 раз
Образ птицы в татарском декоративно-прикладном искусстве – это «привет» от наших предков-кочевников с их языческими богами, тотемами, оберегами и амулетами.

Птица – посредник между землей, на которой обитает человек и небом, которым управляет всемогущий Тенгри. Она символ солнца и света. В то же время она стремительна и могуча, как сокол. У бабушек татарок была такая присказка-восхищение новорожденным мальчиком – его сравнивали с соколом. Мифическая птица Самруг почиталась как основательница Вселенной, до сих пор ее образ присутствует, к примеру, в сказках. Еще одна «любимая» птица тюрков – филин.  У казахов, например, до сих пор существует поверье, что перья филина защищает от сглаза. Бодрствующая в темное время суток птица воспринималась нашими предками, живущими в тесном единении с природой, как  носительница тайн ночи, способная защитить от ее опасностей.

С принятием ислама запрет на изображение живых существ постепенно «спрятал» мгновенно узнаваемый силуэт, стилизовал его, но отнюдь не уничтожил. И сегодня на наличниках татарских сельских домов «читаются» два крыла: оберегающих, защищающих. А на традиционных орнаментах вышивок, ювелирных украшений зашифровано изображение священного филина, сокола или величественной двухголовой птицы Самруг. Изменения в стилизованных изображениях Самруг-кош очень четко прослежены в иллюстрации из книги Фуада Валеева «Татарский народный орнамент». Там же автор пишет: «Изображения птиц с раскрытыми крыльями и двумя головами очень древни по своему происхождению. Наиболее ранние  из них относятся к II-III веками нашей эры». То есть и российский двухглавый орел – прямой потомок птицы Самруг, которая была одним из символов державности у тюрок, в том числе в Золотой Орде, наследницей которой является современная Россия.

 


Поделитесь с друзьями