Сегодня день принятия печально известного постановления ЦК ВКП(б)

09 августа 2011 // Прочитано 454 раз
9 августа 1944 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной орга­низации». Возглавить ее предстояло З.И. Муратову. Он был утвержден в этой должности 12 августа 1944 г. и стал первым руководителем областной организации из числа татар.

В последующей истории республики документ сыг­рал особую роль. Он на десятилетия определил установ­ки в области национальной политики для местных вла­стей, перекрыл пути объективного изучения истории та­тарского народа. Получившее строгие указания руко­водство республики должно было проводить тщательную работу по отслеживанию и недопущению проявлений национализма в деятельности творческой интеллиген­ции.

Неотъемлемой частью идеологических кампаний яв­лялось насаждение великодержавных настроений. Офи­циальная пропаганда особый упор делала на приорите­те русской государственности, русской культуры, вооб­ще всего русского. Тон ей задал И.В. Сталин. В мае 1945 г. во время празднования победы он назвал рус­ский народ «наиболее выдающейся нацией из всех на­ций, входящих в состав Советского Союза». Вскоре был выдвинут тезис о русском народе как старшем брате других народов страны.

Особой скрупулезностью отличался надзор властей за деятельностью Института языка, литературы и исто­рии, являвшегося главным очагом татарской гумани­тарной науки. В октябре 1944 г. работа ИЯЛИ подверг­лась жесткой критике со стороны обкома ВКП(б) в спе­циально принятом по этому вопросу постановлении. В нем содержались основные идеологические установки, которым должны были следовать в своей деятельности историки, литературоведы, языковеды. Им предписы­валось все позитивное в истории татарского народа свя­зывать только с прогрессивной ролью русского народа и Российского государства. Те же страницы истории, которые были связаны с периодом государственного могу­щества татарского народа, а также с мусульманским Во­стоком полагалось либо замалчивать, либо трактовать негативно.

Пожалуй, наиболее пристальное внимание со сторо­ны властей вызывали труды по истории татарского народа, особенно темы Золотой Орды, завоевания Казанского ханства, джадидизма. В 1949 г. по идеоло­гическим мотивам был раскритикован сборник статей отдела истории «Происхождение казанских татар». Его авторы, известные историки академик Б. Греков, А. Смир­нов, Н. Калинин, Е. Чернышев, обвинялись в «недоста­точной приверженности марксистско-ленинской идео­логии, в объективистском подходе к освещению исто­рии, переоценке влияния мусульманского востока и не­дооценке влияния Руси в этногенезе татар».

Тщательному идеологическому анализу подверга­лись учебники. Дважды в 1948 и 1952 гг. был жестко раскритикован учебник-хрестоматия по татарской ли­тературе для 8 класса средней школы. Авторов обви­нили в том, что они «оказались в плену буржуазного объективизма», включив в хрестоматию «вредные про­изведения», среди которых были труды Г. Кандалыя, Ф. Хал ид и. В результате опале подверглись имена и произведения людей, составляющих гордость татарской литературы.

Власти пресекали проявления свободомыслия прак­тически во всех науках. С 1947 г. началось идеологи­ческое наступление на биологию, философию, языкозна­ние, закончившееся разгромом ряда направлений в этих науках и запретом на изучение некоторых «крамоль­ных» проблем. В 1948-1950 гг. Татарский обком ВКП(б) принял ряд решений, в которых с идеологических пози­ций была осуждена деятельность ученых-юристов КГУ, станции животноводства Татарского научно-исследова­тельского института по сельскому хозяйству, препода­вателей финансово-экономического института. Ученых обвинили в том, что они в своих публикациях приходи­ли к выводам, не отвечавшим коммунистической идео­логии.Общий курс на ужесточение партийного контроля над духовной жизнью коснулся и художественной интел­лигенции. От них требовали воспевать пафос восстанов­ления, изображать лучшие черты и качества советского человека, позитивные явления современной советской действительности. Дореволюционное прошлое, же долж­но было представать перед читателем и зрителем, не­пременно, в мрачных тонах. Произведения, не отвечав­шие данному критерию, как бы талантливо они не были написаны, ждала печальная участь. В конце 40-х гг. раз­громной критике подверглись либретто оперы «Алтын-чеч» Н. Жиганова, пьеса «Жирен чичен» и другие про­изведения Н. Исанбета, а также произведения Ф. Хусни, С. Баттала, М. Амира. Как не соответствующие партий­но-коммунистическим установкам были запрещены к показу около двух десятков спектаклей.


Поделитесь с друзьями