Традиционная цель японской школы – прежде всего воспитание

05 июля 2011 // Прочитано 396 раз
Продолжаем рассказ о японской системе воспитания детей . Начало статьи можно прочитать здесь . О системе дошкольного воспитания - здесь .

Доктор педагогики, научный сотрудник Государственного института педагогических исследований при Министерстве просвещения Японии Нисино Маюми рассказывает, что «у японцев понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в японской школе больше воспитательная, чем образовательная, ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем ученым»

Для этого в учебном плане государственных начальной и младшей средней школ Японии есть уроки дотоку кеику — моральное воспитание и специальная школьная деятельность — гакко токубэцу кацудо. И нам, и европейцам, и вообще другим неяпонцам это не очень понятно, так как в привычной нам школе существует предметное обучение.

Забота о детском здоровье, повышенное внимание к этому – тоже следствие японской жизненной философии. В Японии в каждом учебном заведении существует почти целая поликлиника: врач, медсестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Японский метод закаливания тоже тесно связан с парадигмой жизни по-японски – тесное единение с природой, стремление понимать ее и чувствовать ее красоту. Ребенка закаливают таким образом, чтобы он мог выживать в любых природных условиях. Зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару.

Культ чистоты, личной гигиены тесно связан системой воспитания. Маленького японца с раннего детства ненавязчиво, но последовательно приучают к чистоте. Соблюдение чистоты тела, белья, одежды прививается постепенно. Ребенку внушается, что чистые руки, волосы, зубы это очень важная составляющая его мира.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию. Объем физической нагрузки должен быть значительным, много спортивных подвижных игр. Самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми. И даже не всегда выигрывают. Обычным явлением в детских садиках и школах являются ежедневные (в хорошую погоду) экскурсии, походы, осанпо — пешеходные прогулки по окрестностям.

О месте детей в японском обществе в заключительной статье!

Использованы материалы статьи А.И. Степанишиной «Воспитание детей в японском обществе»



Поделитесь с друзьями