Венера Гараева: Хазина служит сохранению народа

04 июня 2011 // Прочитано 403 раз
Татарский государственный ансамбль песни и танца был удостоен гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. За счет этих средств был осуществлен мультимедийный проект "Хазина" ("Сокровищница").

Он состоит из двух дисокв (мультимедиа и СД). В сборнике представлено творческое наследие ансамбля песни и танца: песни, музыка, танцы, а также мастер-классы от самых известных исполнителей. Хормейстер Татарского государственного ансамбля песни и танца, народная артистка Татарстана Венера Гараева признается, что очень рада выпуску сборника, и отмечает, что он появился как нельзя кстати.

 

- Цель, которая была поставлена изначальна, очень важна. Сохранение дошедшее до нас богатство нашего фольклора: песни, танцы. При подготовке каждой программы ансамбля в нее включаются жемчужины народного творчества, бережно сохраненного многие века. Некоторые из них снимаются на видео, а некоторые и нет. После концертов они постепенно забываются, теряются. Если же мы хотим сохранить свое национальное достояние, надо постоянно знакомить молодое поколение с нашим фольклорным богатством, воспитывать на этих образцах. Для этой цели значение выпущенных дисков переоценить невозможно. История ансамбля насчитывает около тысячи поставленных танцев. В этот сборник в той или иной форме включена информация о каждом из этих танцев. В этом смысле сборник можно рассматривать как методическое пособие.

- Название для сборника было выбрано очень звучное...

- «Хазина» - по-моему очень подходящее название. Татарский государственный ансамбль песни и танца работает с 1937 года. В сборник вошли произведения, подготовленные еще в те годы. Там есть уникальные записи сделанные во время концертов. На этих дисках сосредоточено самое лучшее из татарских народных песен и танцев. Среди них есть и очень древние образцы - их нельзя потерять. Они составляют золотой фонд татарской культуры и ни в коем случае не должны быть забыты. Вместе с таким наследием были включены и осовремененные произведения. Если такие произведения принимаются публикой, народу они нравятся, они содержательны, то они остаются в программе. А не проходят это сито, то выпадают из программы.

- Насколько нам известно, ансамбль не испытывает нужды в кадрах... Вы сами готовите талантливую молодежь?

- Каждые 20-30 лет солисты ансамбля меняются. На место старшего поколения приходит молодежь. Для того чтобы молодые исполнители восприняли это богатство как свое и нужны вот такие диски. Раньше, в 30-40 е, 50-60 е годы ансамбль набирал танцоров и певцов из самодеятельности. Сейчас же мы принимаем профессионалов, которых готовят хореографическое и музыкальное училище. И в Консерватории открыто татарское отделение. Это явление помогает нам сохранять наши песни и исполнять их на высоком профессиональном уровне. Студенты учатся секретам исполнения старинных татарских песен, этому их учат Ания Туишева и Шамиль Ахметзянов. Они передают эстафету молодым. Таким образом, солисты ансамбля на заслуженном отдыхе продолжают помогать нам, готовят хорошие кадры. Что же касается сборника, в нем постоянно звучит татарская речь. Народ без языка не может называться народом. Не только песни, но и в сохранении настоящего живого языка роль ансамбля неоценимо высока. У нас много вокально-хореографических композиций.«Аулак өй», «Сабантуй» -  в этих программах большую половину составляет богатство языка. Эти композиции способствуют сохранению нашего родного языка. С течением времени меняются и язык, и мелодии. Именно поэтому в диске очень много места выделено для архивных материалов. Они передают всю красоту и глубину языка тех лет.

- Венера ханум, сегодня многие старинные песни подвергают современным обработкам. Как вы относитесь к этому явлению?

- Негативно. Народная песня отшлифована годами и поколениями исполнителей, доведена до совершенства. Если каждый будет исполнять ее по-своему она потеряет свою сущность, свою народность. К народному творчеству надо относиться очень бережно.

- Вы сказали, что можно сравнить произведения, исполненные раньше и сейчас. А что с костюмами, ведь на сцене в первую очередь заметны именно они...

-   Например, сравним костюмы 40-50 х годов и современные ХХI века. Основные элементы, конечно же, не меняются. Платья, камзолы, калфаки, ичиги остаются, но по форме они изменились, стилизовались. При сравнении заметна разница в цветовой гамме. Сейчас много ярко-красного, розового, синего. Раньше по мусульманской традиции было больше зеленого. На сцене костюм артиста должен отражать национальный колорит, и через калфак, камзол прослеживаются татарские мотивы. Раньше и ткани были попроще. Только разве узоры на передниках вышивались вручную. А нагрудники, чулпы, вплетаемые в косы, браслеты, кольца на прежнем уровне изготовления. Но применяются натуральные камни, настоящее серебро. Они изготовляются по специальному заказу и достаточно дорогостоящие. Даже косы изготавливаются из натуральных волос. На сцене мелочей не бывает. Даже невидимка на волосах выбирается исходя из профессиональных задач.

- Вы сказали, что раньше солисты приходили к вам "прямо из народа". А каким образом выбираются новые произведения для репертуара ансамбля?

- В свое время в музыкальном отношении у нас не было никаких проблем. Обработка песен, составление концертных программ тоже не доставляло больших проблем, так как с нами работали хорошие композиторы, ученые-фольклористы. Наки Исанбет, Александр Ключарёв, Загид Хабибуллин,  Файзи Гаскаров,  Гай Тагировлар консультировали ансамбль при подготовке новых программ. То, что мы сегодня называем золотым фондом, было сделано с их помощью. Сегодня с этим сложнее, не хватает профессиональных композиторов, режиссеров. В целом в нашей культуре чувствуется недостаток композиторов и режиссеров. Новых песен, новых опер, новых симфоний нет. После Жиганова и Фасиля Ахметова никто это дело не продолжает. Если говорит по-русски: "застой".

Государственный ансамбль песни и танца Татарстана - гордость нашей республики. Он держит планку на самом высоком профессиональном уровне, знакомит весь мир с национальным татарским искусством. И подготовленный ими проект "Хазина" играет огромную роль в пропаганде татарского культурного богатства.


Поделитесь с друзьями