Нашлись потерянные «Башмачки»!

22 марта 2011 // Прочитано 799 раз
28 марта на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина состоится музыкальная комедия Д. Файзи «Башмачки». Эту прекрасную постановку представляет оперная студия Казанской консерватории.



Оперная студия Казанской консерватории, созданная в 1993 году, продолжила традиции сценического воспитания певцов, которые в течение длительного времени формировались на кафедре оперной подготовки
Н.К. Даутовым, И.Э. Шерманом и другими выдающимися мастерами музыкального театра.

С 2004 года художественным руководителем оперной студии является заведующая кафедрой музыкального театра консерватории заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Альфия Заппарова. С этого времени состоялись премьеры опер на сцене Большого концертного зала им. С.Сайдашева: «Прекрасная мельничиха» (дирижер Ф.Мансуров); «Дитя и волшебство» М.Равеля и «Вий» Е.Анисимовой (дирижер  Т.Бабаджанов);  «Похищение из Сераля» В.Моцарта (дирижер  Лео Кремер); «Фауст» Ш.Гуно, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова и  «Зори здесь тихие» К.Молчанова  (дирижер  В.Васильев). К 95-летию со дня рождения Н.Жиганова были исполнены фрагменты из опер «Алтынчач», «Тюляк и Су-Слу», «Джалиль», «Качкын» (дирижеры  Р.Халитов, В.Васильев). В 2010 году к 100-летию со дня рождения композитора Дж.Файзи был поставлен спектакль «Башмачки».

Солисты оперной студии будут петь в сопровождении Оркестра Казанской государственной консерватории «Татарика».

Оркестр татарской музыки Казанской государственной консерватории основан в 1993 году по инициативе ректора   Р. К. Абдуллина. Руководит  оркестром   заслуженный деятель искусств РТ, профессор Р. А. Халитов.

Коллектив ведет активную гастрольную деятельность, и за 18 лет добился заслуженного   признания в России и за рубежом как у публики, так и у критики. 

Джаудат ФАЙЗИ – один из видных представителей музыкальной культуры татарского народа. С его именем связаны развитие песенного искусства и рождения жанра татарской музыкальной комедии. Композиторское наследие Дж. Файзи включает в себя оперу «Неотосланные письма» (1960); музыкальные комедии: «Башмачки» (1942, 2-я ред. – 1954), «Чайки» (1944, 2-я ред. – 1955), «На берегу Волги» (1950, 2-я ред. – «Золотая осень» 1951); музыку к драматическим спектаклям (около 30), свыше 200 песен и романсов, фольклорные обработки, фортепианные пьесы для детей.

Премьера музыкальной комедии «Башмачки» состоялась 1 марта 1942 г. на сцене Татарского государственного театра оперы и балета.

Простое инсценирование народной песни и создание на ее основе сюжета целой пьесы практиковалось в татарском искусстве еще в дореволюционное время. Так, основываясь на старинной народной песне о девушке, потерявшей башмачки, драматург Хабибулла Ибрагимов написал пьесу «Башмачки», по которой композитор Джаудат Файзи и либреттист Тази Гиззат создали комедию, быстро завоевавшую сцены театров по всей стране.

В либретто были усилены сатирические и лирические моменты, заострена социальная направленность. В соответствии с сюжетом композитор удачно нашел интонационные контрасты и в музыке. Красоте жизнерадостных народных мелодий, характеризующих положительные образы (Сарвар, Галимжан), противопоставлены остро пародированные, меткие «музыкальные карикатуры» отрицательных персонажей (Карим-бай, Зия Гафуров).

Музыкальная комедия «Башмачки» выдержала свыше 600 спектаклей и переведена на русский, украинский, узбекский, казахский и тувинский языки.

 


Поделитесь с друзьями