Славное село - Татарская Каргала

22 февраля 2011 // Прочитано 1997 раз
Расскажем о об этом селе с помощью двух источников. Итак... ...Степное кладбище с лесом каменных стел, заросших бурьяном. Старейшая из татарских мечетей, построенная в те годы, когда в Казани Ислам был еще под запретом. Двухсотлетние каменные амбары с травой на крышах, похожие на мавзолеи. Татарская речь на улицах и татарский костюм. Все это - Татарская Каргала, уникальное по своей исторической и этнографической цельности село в 20 км от Оренбурга.  

 

Добраться туда несложно - маршрутки ходят от так называемого "Степного пятака" на севере города, и ходят часто, как по городским маршрутам. 15 минут в пути - и вот уже попадаешь в совершенно другой мир, из которого, между тем, видны окраины Оренбурга. Главное - помнить, что помимо Татарской Каргалы есть еще и просто Каргала с ее древними рудниками (но они интересны разве что археолагам), но к ней ехать даже в другую сторону.

Село целостно и не нарушено, почти как старый европейский город. История Татарской Каргалы восходит к 1745 году, когда оренбургский губернатор Неплюев пригласил сюда татар из казанского села Богатые Сабы для торговли с более близкой им Средней Азией. Так в России, где татар угнетали со времен Ивана Грозного, образовался татарский "остров свободы" - оренбургская Сеитова слобода, позднее ставшая Татарской Каргалой, пишет varandej.

А вот что пишет М.Гафарова об истории села:

В начале 1744 г. казанские татарские купцы, "люди торговые и пожиточные", обратились к первому оренбургскому губернатору И. Неплюеву с предложением поселиться при новом городе с условием: 1) освобождения от рекрутской повинности; 2) разрешения свободно строить мечети и 3) исповедовать свою религию.

12 марта 1744 г. Неплюев представил Сенату доклад о предложении казанских купцов и получил разрешение правительства Елизаветы Петровны. Первым приехал богатый торговец Сагит Аитов сын Хаялин из Казанской губернии . Поселок стал называться по имени основателя, т.е. Сагитова слобода, потом Сеитова слобода или Сеитов посад, ныне Татарская Каргала. Население слободы быстро росло: уже в 1760 г. насчитывалось в Каргале 300 дворов.

В конце XVIII в. слобода представляла собой крупный населенный пункт Оренбургской губернии. В 1787 г. слобода получила статус города: населения насчитывалось около 13 тысяч. В центре посада было возведено здание ратуши - совета, было 11 мечетей, при каждой из них существовало медресе-школа.

Каргала стала крупным торговым центром. В 1752-1758 гг. каргалинские торговые татары были более самостоятельнее, чем оренбургские купцы. В это время на 109 торговавших в Оренбурге купцов приходилось: каргалинских -38, казанских - 20, касимовских - 13. В этой связи показательно предложение депутата оренбургского купечества Ильи Коченева. Он, выступая в 1766г. в комиссии по составлению нового уложения, предлагал "переселить в Оренбург сеитовских купцов, достаточно капитал имеющих, могущих держать в своих всю Оренбургскую торговлю...". Всю эту задачу торговли с иностранными государствами взяли на себя каргалинские торговцы.

В 1956 г. в Советский Союз приехал глава правительства Индии Джавахарлал Неру. Он выразил желание посетить Татарскую Каргалу. Дело в том, что каргалинские татары-купцы первыми из Запада проникли в Индию тайными тропами через Тянь-Шань, сумев при этом сохранить эту тайну. Первый раз - в 1750 г... Купцы снарядили два каравана с товарами; экспедицию возглавил Абдулла Хаялин. Экспедиция благополучно доставила товары до Хивы, а дальше в сопровождении посла Шербека караван достиг Индии. Интересна и несколько трагична история экспедиции, организованной в 1751 г. Торговыми послами из России были тоже каргалинские татары: Надыр, Якуб, Абдрахман и Исмаил. Надыр и Абдрахман погибли во время нападения пиратов на них. Якуб и Исмаил достигли Индии. Дошли до города Дели. Этим, очевидно, объясняется интерес Д. Неру к Татарской Каргале.

С размахом вели торговлю с некоторыми городами европейской части России братья Хусаиновы, выходцы из Татарской Каргалы. Их торговые конторы находились в Нижнем Новгороде, Москве, Киеве, Петербурге. Став миллионером, купцом 1 гильдии (он имел 4-х миллионное состояние), Ахмет Хусаинов торговал с Германией, Англией. 4 раза был в Берлине, ездил в Мекку. Этот скромный человек все свои сбережения до последних дней своей жизни тратил на образование татарского населения. На свои средства построил и открыл в 1889 г. одно из крупнейших учебных заведений в Оренбуржье и на Южном Урале - медресе "Хусаиния".

Слобода сохранила с первых дней основания свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Этнографическая экспедиция Российской Академии Наук, организованная под руководством известных ученых Палласа в 1769 г. и Фалька в 1774 г., проезжала многие внутренние губернии России, она посетила Оренбург и Сагитову слободу - Каргалу.

В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, "где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, - чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей".

Их поразил также трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало.

Довольно высоко было развито и просвещение. Кроме 11 школ - медресе при 11 мечетях, в 1897 г. стала работать и учительская школа, готовящая учителей для татарских, башкирских, казахских школ южной части Башкирии, Урала и Западного Казахстана.

Но вернемся к varandej-ю:

- С другой стороны от моста вся как на ладони, будто специально для путешественников там и построена, татарская усадьба - типичная в прошлом, ныне ставшая весьма редкой, как, скажем, русская северная изба. Тут же, у въезда в деревню стоят совершенно поразительные сооружения с бурьяном на крышах.

Увидев эти постройки, я долго ходил вдоль них, трогал руками камень, пытался понять, для чего же они были построены. Внешне чрезвычайно похожи на текие (мавзолеи) в Касимове, но почему среди города? Ответ мне смог дать только имам в местной мечети - на самом деле это всего лишь амбары. Однако стоят эти амбары тут с 18 века, и безусловно уникальны.

Когда-то в Сеитовой слободе было 11 мечетей, но советское время пережила всего одна. Зато какая! Татарская мечеть Куш-Минара. Она построена в 1749 году, о чем говорит дата на фасаде.

А в Казани старейшую мечеть Марджани построили только в 1760-е годы с разрешения Екатерины Второй. То есть Куш-Минара - старейшая из сохранившихся татарских мечетей.

Но самое интересное еще только впереди. В одной из боковых улочек слева открывается вид на каргалинское кладбище. Видимо, в свое время большевики "очистили" его от "лишних" надгробий - и это, конечно, варварство. Но теперь мы получили настоящий степной чаатас (одно из названий кладбищ в Великой Степи), и стелы на заросшем бурьяном холме - это зрелище поразительное. Кладбище запущенно и пустует, в траве нет даже тропок, и наверное, там водят змеи... На кладбище есть руины 5 мавзолеев - 3 татарских и 2 казахских. Впечатление от кладбища в Татарской Каргале не выразить, и что-то подобное найти случается очень редко. Это - подлинная Великая Степь.

Татарская Каргала по-прежнему татарская. Здесь нередко бывают этнографы, так как, благодаря изоляции от Татарстана, культура казанских татар здесь наиболее целостна и архаична.


Поделитесь с друзьями