Резеда Ганиева: татары сегодня переживают третий этап национального возрождения

16 января 2011 // Прочитано 530 раз
Порой мы не совсем ценим того, какие удивительные люди живут рядом с нами. От общения с ними очищаешься душой, мечты кажутся осущиствимыми. Сами они живут очень скромно, но их заслуги перед обществом очень высоки. Резеда Кадыровна Ганиева - именно такой человек, более шестидесяти лет своей жизни она посвятила воспитанию молодого поколения. Наверно, не найдется ни одного выпускника филологического факультета Казанского университета, кто бы не знал ее. Она прекрасный специалист в своей области науки, Резеду Кадыровну с полным правом можно ученым с самыми широкими и глубокими познаниями в культуре Востока. Студенты и коллеги, все, кому когда-либо приходилось слушать выступления Резеды Ганиевой

- Резедә ханум, получается, что вы не только всю жизнь преподаете, но и учитесь тоже всю жизнь?

- Я многие годы преподаю в Казанском государственном университете. И в этом году я тоже веду занятия. Также преподавала арабский язык, основы Корана. Я всегда уделяла особое внимание преподаванию персидской, тюркоязычной божественной литературы. Мы со студентами изучаем литературу арабского мира, как языческую, так и исламского периода. Понятно, что персидская и тюркская литература все равно остается в центре моего внимания. Я и научную работу в этом направлении продолжаю. И, слава Аллаху, я преподавала все периоды татарской литературы. Я выпустила монографию по средневековой татарской литературе, творчеству Кул Гали. В последнее время я направила основное внимание направила на изучение татарской литературы начала двадцатого века. В этом году начинаю исследования по жизни и творчеству Каюма Насыри. Особый акцент предполагаю сделать на то, в каком состоянии были родные места ученого в те годы.

- Великий просветитель Каюм Насыри ведь к тому же ваш земляк?

- Мое обращение к наследию Каюма Насыри обусловлено еще и тем, что с его именем связан второй этап возрождения татарской нации. Первый этап возрождения состоялся еще в средние века: в булгарскую эпоху, в годы существования Золотой Орды и Казанского ханства. Потом, после катастрофы 1552 года, существование татарской нации можно определить словом "кризис". После долгих и сложных столетий, в середине 19 века на арену выходят Каюм Насыри, Шиһаб Марджани и другие просветители. Они определяют и обеспечивают возрождение татарской нации. Именно поэтому наш писатель и великий ученый Гали Рахим называл Каюма Насыри основоположником второго этапа возрождения татар. Его мысль поддержали и французские ученые, которые отмечали огромную роль Каюма бабая в духовном возрождении татар.

- А история вашего села, наверно, тоже интересует Вас как ученого?

- Я много размышляю о истории нашего села. Есть такие слова Гали Рахима о нашей деревне (он относит ее возникновение к булгарскому периоду). Вроде бы булгары пришли в район нашего села на летнюю стоянку - жэйляу. По прибытии на место они говорили: "Мы прибыли из города Булгар, по-татарски: «Без Болгар шәһәреннән килдек”. Выстраивается цепочка: шәһәрдән,“Шырдан”, «Шыгырдан», таким образом получились названия этих сел. В целом, старожилы села, в том числе мои родители, дедушки-бабушки связывали с булгарами. Сегодня существует определенная настороженность к булгаризму, но я считаю, что в нашем формировании культура Булгарии сыграла очень важную роль. И в том, что историю происхождения нашего села связывают с булгарами, я нахожу большую долю истинности.

-  У вас такой широкий спектр научных интересов...

- Да, наверно, мало тем, касающихся татарского языка, на которые бы я не писала. Я продолжаю работу по татарсккой литературе IX - ХХ веков, писатели советского периода, конец ХХ века, начало ХХI века. Меня заинтересовало творчество Сагита Рамиева. Об этом я тоже немало написала, к сожалению, большая часть этих трудов так и не была опубликована. Будем надеяться, что если суждено, люди смогут познакомиться с ними.

- Резедә ханум, мы часто видим Вас на различных музейных мероприятиях. Вас часто приглашают?

- Да, мне частенько приходится выступать в музеях. А также я бываю в школах, встречаюсь со школьниками. Стараюсь идти, если меня приглашают. Вот в музее Тукая я рассказала на различных мероприятиях о многих наших ученых, писателях, татарской литературе. Совсем недавно, в декабре 2010 года моя аспирантка Тулкунай Габдульбариева защитила диссертацию о мотивах государственности в творчестве Гаяза Исхаки. Сегодня у меня 15 аспирантов, среди них есть и мои земляки. Например, Лаззат Хайдаров из Зеленодольска изучал связи татарской и арабской литературы. Нурия Нугманова защитила диссертацию на тему доказательства божественного в поэме Кул Гали "Сказание о Юсуфе". Хочу сказать несколько слов и о Дилярии Абдуллиной. В ее диссертации раскрывается тема коранических мотивов в творчестве Тукая. Кстати, в диссертациях, защищаемых в последнее время, поднимаются темы, которые раньше совсем не затрагивались. Например, модернистские мотивы в творчестве Ханафи Кайбышева или экзистенциональные звучания. Связи татарской и французской литературы изучили на примере творчества Галимжана Ибрагимова. Было предложена диссертация на тему о руссоистических мотивах в творчестве Г.Ибрагимова. Изучение татарской литературы идет широким планом как с исламской, так и со светской точки зрения. Дамир Гильманов даже изучил тюремные мотивы в татарской литературе.

- Значит, все-таки молодежь интересуется наукой?

- Я бы не сказала, что молодежь не интересуется наукой. Хотелось бы, чтобы внимание, уделяемое руководством России, Татарстана науке было бы больше. В центре не чувствуется неикаких попыток к развитию татарского народа. Продолжаются мучения с национальным компонентом. Но татарский народ все равно старается, стремится к развитию. Средние века оставили нам "Сказание о Юсуфе" Кул Гали, затем период Золотой Орды, Казанского ханства дали нашему народу великие произведения, проникнутые духом гуманизма. А начало ХХ века - это, по словам Ибрагима Нуруллина, наше второе возрождение. Произведения, созданные в тот период до сих не потеряли своей актульности, они объединяют нас, дают нам силы двигаться дальше. Если символом первого средневекового возрождения служит башня Сююмбике на Кремлевском холме, то уже в наше время, как символ нашего - третьего этапа возрождения подняла к небу свои минареты мечеть Кул-Шариф. Она является и символом бессмертия нашего национального духа.


Поделитесь с друзьями