Стеклянная музыка...

05 января 2011 // Прочитано 437 раз
В канун Нового года Елабужский государственный музей-заповедник и глава города Г.Е.Емельянов преподнесли елабужанам необычный подарок – концерт ансамбля «Crystal Trio» («Хрустальное Трио»), сообщает сайт www.museum.ru.

Концерт проходил в городском Дворце культуры, где в мраморном зале призывно сверкала огнями новогодняя ёлка, которая в детстве для каждого из нас являлась предвестницей сказочных чудес.

И этот вечер, действительно, был похож на чудо, настолько непривычными были инструменты, созданные из стекла, их звучание, сравнимое, разве что, с музыкой небес. Один из трёх инструментов – стеклянная арфа, представляющая из себя набор тонких прозрачных бокалов на невысоких ножках, – была известна ещё в XVIII веке. За своё ангелоподобное «пение» она даже удостоилась названия «Серафим». Пик популярности стеклянной арфы (или гармоники) пришёлся на XVIII век. Специально для неё писали мелодии Бетховен, Моцарт, Берлиоз и другие композиторы.

Однако этот инструмент, с восторгом воспринимавшийся камерной аудиторией, «потерялся» в больших концертных залах. В результате, на смену ему пришли оркестровые колокольчики и челеста, а подлинное искусство игры на стеклянной гармонике было утрачено почти на два столетия. И вот теперь оно переживает новое рождение, чему в немалой степени способствуют звукоусилители, позволяющие давать концерты практически для любого количества зрителей.

Родоначальником «Хрустального Трио» стал профессиональный музыкант Игорь Скляров, получивший образование по классу баяна в Новосибирской консерватории. Впервые он увидел и услышал стеклянную арфу в 1998 году и был покорён её ни с чем не сравнимым звучанием. Не откладывая дело в долгий ящик, он вскоре собрал собственный инструмент из нескольких комплектов хрустальных бокалов и начал его осваивать. Фактически всё приходилось начинать с нуля, причём путём проб и ошибок, поскольку ни школы, ни пособий игры на стеклянной арфе не существовало. Пальцы, привычные к кнопкам баяна, учились извлекать музыкальные звуки, прикасаясь к краешкам бокалов. Увлечение стеклянной музыкой очень скоро переросло в желание исполнять её на профессиональном уровне, для чего нужны были как единомышленники, так и качественно другие инструменты.

Сегодняшний состав ансамбля сложился не сразу, да и сценические инструменты появились только тогда, когда музыканты познакомились в Германии с Сашей Реккертом, который стал вначале автором стеклянной арфы, а затем второго уникального инструмента – веррофона, представляющего собой набор различных по длине стеклянных трубок, закреплённых в специальной деревянной раме. По аналогии с веррофоном участники ансамбля позже уже собственноручно изготовили пан-флейту. Этот один из самых древнейших на земле инструментов в стеклянном исполнении появился только в XXI веке. Причём, первая пан-флейта была у музыкантов похищена. Произошло это незадолго до того, как ансамбль должен был принять участие в телевизионном проекте «Минута славы», так что срочно пришлось делать новый инструмент.

В считанные годы ансамбль «Хрустальное Трио» обрёл мировую известность. И это не удивительно, их музыка буквально завораживает слушателей. Включая в свой репертуар шедевры мировой классической музыки, исполнители придают ей совершенно новое, неожиданное, возвышенное звучание. Особенно потрясающе воспринимается в живом исполнении соло на стеклянной арфе Игоря Склярова. Во время игры с его лица не сходит блаженная улыбка, а руки музыканта словно священнодействуют, виртуозно извлекая из стеклянных граней непостижимую божественную гармонию звуков.

Не менее блестяще владеют своими инструментами Владимир Попрас (веррофон) и Владимир Перминов (пан-флейта). Последний к тому же великолепно вёл весь концерт, напоминая своим видом доброго сказочника, посвящающего зрителей в тайны стеклянной музыки, в историю создания и исполнения того или иного произведения.

Вот что, в частности, рассказал он о «Танце феи Драже» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Этот танец повелительницы Страны сластей Пётр Ильич написал специально для очень необычного инструмента. Будучи на Всемирной ярмарке в Париже, он услышал звучание совершенно непохожего ни на какие другие инструмента. Это была челеста, на которой играли, ударяя молоточками по стеклянным пластинам. Чайковский решил во что бы то ни стало вставить звучание этого инструмента в свой новый балет. Но чтобы сделать сюрприз для публики, до дня премьеры челеста хранилась в тайне. И сюрприз, действительно, удался: когда зазвучал «Танец феи Драже», зрители стали даже вставать и заглядывать в оркестровую яму, чтобы увидеть инструмент, который издаёт такие необыкновенно волшебные звуки».

Впрочем, по словам Владимира Перминова, ещё задолго до Чайковского другой великий русский композитор Михаил Иванович Глинка использовал челесту в своей сказочной опере «Руслан и Людмила». И когда шесть лет тому назад это произведение решили поставить в Большом театре, используя ноты, которые издавались при жизни композитора, то, наткнувшись на запись «хрустальная гармоника», дирижёр и музыканты оказались в большом затруднении, не представляя, что это за инструмент. А когда, наконец, выяснили, то стали искать исполнителя. Им оказался Игорь Скляров, который на первом спектакле в Большом театре сыграл эту партию на стеклянной арфе.

Прозвучал «Танец феи Драже» и на елабужской сцене. В свой концерт музыканты включили такие произведения, как «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди, «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига, «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса, «Турецкое рондо» Амадея Вольфганга Моцарта, «Юмореску» Антонио Дворжака, «Венгерский танец» Иоганесса Брамса, «Музыкальную табакерку» Анатолия Лядова, «К Элизе» Людвига ван Бетховена, арию из пасхальной оратории Иоганна Себастьяна Баха и другие мелодии. Они звучали столь нежно, сказочно и чарующе, что сравнить их с какими-то привычными нам звуками, даже из сферы классической музыки, было бы чрезвычайно затруднительно. Вот уж поистине то ли песнь серафимов, то ли небесная музыка сфер, которую слышал античный гений Пифагор. После каждой мелодии следовал взрыв аплодисментов, а то и овация с криками «Браво!» В заключение концерта музыканты исполнили шуточный номер «Стаканьола», продемонстрировав игру на «шарманке», на бутылках из-под шампанского и коньяка, а затем вместе с елабужским кураистом Толгатом Зариповым сыграли татарскую народную мелодию.

Завершив два отделения концерта и выслушав слова признательности и восхищения от генерального директора музея-заповедника Г.Р. Руденко, артисты пригласили на сцену всех желающих поближе познакомиться с их инструментами. Стеклянная арфа и веррофон тут же были окружены толпами любопытствующих. Игорь Скляров и Владимир Попрас отвечали на вопросы, объясняли, как извлечь из стеклянных граней музыкальный звук (а это можно сделать лишь предварительно смочив пальцы в воде). К бокалам и трубкам одновременно тянулось множество рук и скоро зал наполнился необычной музыкой. Причём случайные, хаотичные звуки, которые, казалось бы, должны были резать слух, воспринимались как некая вполне благозвучная импровизация.

Во время выступления Владимир Перминов пообещал зрителям, что они уйдут с концерта лёгкими и просветлёнными. И действительно, публика покидала Дворец культуры счастливая и умиротворённая, унося в душе радость от соприкосновения с музыкальным чудом, имя которому «Хрустальное Трио».


Поделитесь с друзьями