Бизнес на доверии: в Казани растет число случаев телефонных мошеничеств

19 апреля 2017 // Прочитано 603 раз

С начала года в Казани зарегистрировано 689 фактов мошенничеств. Основная часть из них – преступления, совершенные с помощью современных технологий – 443 случая. Об этом говорили сегодня на пресс-конференции в УМВД России по Казани.

Способы совершения мошенничеств меняются ежедневно. Наиболее распространенный сегодня вид – телефонные мошенничества. Их совершается две трети от общего числа.

Несмотря на многочисленные профилактические мероприятия, которые проводят сотрудники полиции, в зоне риска по-прежнему все слои населения независимо от возраста и социального положения.

– Недавно жертвой телефонного афериста стала 91-летняя жительница Московского района Казани, которая лишилась 42 тысяч рублей. Мнимый сотрудник полиции сообщил ей, что она должна как можно быстрее передать ему деньги, чтобы решить проблему ее внука, который якобы совершил ДТП. Пенсионерка передала незнакомцу свои сбережения. Спустя некоторое время, она созвонилась с внуком и выяснила, что он дома и его жизни и здоровью ничто не угрожает. О случившемся она сообщила в полицию, – рассказал начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений ОП «Московский» УМВД России по Казани Айдар Кначуков.

Основная цель мошенников – заставить тех, кому они звонят, передать свои денежные средства «добровольно». Как правило, злоумышленники очень хорошо манипулируют людьми и отлично знают психологию. Чаще всего они используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, волнение за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз и простое любопытство. С начала апреля в полицию уже поступило порядка 150 заявлений о телефонном мошенничестве в Казани. Общая сумма ущерба составляет около 12 миллионов рублей.

– Чаще всего в подобных ситуациях люди принимают решения, не успев адаптироваться к условиям. В большей степени они боятся сообщений о потере чего-либо, к примеру, денег. Их вынуждают немедленно принять решение, в таких ситуациях критичность мышления выключается мгновенно. Это все заложено в основе экономической психологии. Большую роль в воздействии играют эмоции. Сейчас есть интернет, он дает возможность воздействовать на человека при помощи образов. Все средства манипуляции становятся максимально приближены к человеку, – объяснила доцент кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ Инна Кротова.

Все более популярны мошенничества в Интернете.

– Житель Мензелинска обманывал продавцов гаджетов. На сайте находил объявления о продаже электронной техники, назначал встречу продавцу. При встрече предлагал оплатить товар путем перевода денег на карту. Используя нехитрые манипуляции со своим телефоном, он демонстрировал жертве сообщение об успешном переводе платежа, однако деньги ни один из продавцов не получал. В настоящее время уголовное дело с обвинительным заключением готовится к передаче в суд, – сообщил Айдар Кначуков.

По словам сотрудников УМВД России по Казани, более 70% телефонных мошенничеств совершается иногородними. На сегодня есть задержанные из Самарской, Московской областей, Краснодарского края. Основная работа сотрудников направлена на выявление мошенников, которые совершают серийные преступления.

Еще одним способом выманивания денег, которым пользуются аферисты, стали СМС о блокировке банковской карты. Несмотря на неоднократные предупреждения до сих пор остаются те, кто верит подобным способам обмана и собственноручно предоставляет мошенникам доступ к своим картам. За первый квартал 2017 года уже зарегистрировано 57 подобных случаев.

Чтобы не стать жертвой интернет-мошенничества, МВД советует: внимательно изучить информацию сайта, прочитать отзывы о товаре и продавце, сравнить цены и ни в коем случае не сообщать информацию о своих банковских картах.

Инна Кротова поясняет, что так же мошенники используют обращения и к выигрышам, к получению большого приза. Но когда мы говорим о призе, для этого нужно произвести какие-то действия, и у людей может появиться время на обдумывание решения, а когда речь идет о потерях, то все совершается практически мгновенно.

Социальные мошенничества совершаются при личном контакте с потерпевшим. К данным преступлениям зачастую причастны жители других регионов. Мошенники действуют под предлогом снятия порчи, лечения болезни, представляются сотрудниками социальных служб и предлагают свои услуги по обмену старых денежных средств на новые. За 3 месяца 2017 года в Казани зарегистрировано 7 случаев мошенничества, совершенных подобным способом.

Так, в начале апреля этого года полицейские задержали жителя Сызрани, который обманом похитил у 75 летней пенсионерки более 1 миллиона рублей. По словам потерпевшей к ней на улице подошел мужчина и предложил приобрести недорогую верхнюю одежду. В ходе разговора неизвестный поведал историю о том, что его родственнику нужно дорогостоящее лечение. Он пояснил, что свои сбережения уже потратил и попросил у нее деньги в долг. Сердобольная женщина согласилась помочь. Взяв ее паспорт и сберегательную книжку, они поехали в банк. По дороге незнакомец попросил на вопросы сотрудников банка отвечать, что деньги нужны для покупки автомобиля внуку. Пенсионерка сняла со своего банковского вклада 1 миллион 140 тысяч рублей и передала их мужчине. После этого незнакомец подвез ее до остановке общественного транспорта и уехал. Несколько дней женщина еще ждала, что мужчина вернет ей деньги, но поняв, что стала жертвой обмана, обратилась в полицию.

photo 2017-04-19 09-36-33

– У зрелого поколения существует еще базовое доверие к обществу, оно не позволяет подумать о человеке плохо, который предлагает так называемую помощь. Нужно позволять себе думать о малознакомых людях иногда плохо. Так и у детей критичность мышления тоже очень низка, – поясняет Инна Кротова.

Стоит отметить, что при совершении социального мошенничества преступники так же придумывают новые схемы обмана.

Так в марте оперативники задержали двух жительниц ближнего зарубежья, которые обманывали продавцов торговых точек. Злоумышленницы заходили в магазин под видом обычных покупателей и приобретали недорогой товар. Они расплачивались пятитысячной купюрой и получали сдачу, но сразу же просили поменять товар на что-то другое. В итоге мошенницы отказывались от покупки и уходили, забирая с собой свою пятитысячную купюру и, ранее выданную сдачу в размере 4 тысячи рублей.

Автор: Мария Рудакова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий