Директор казанской школы, обвиненный в поборах, объяснил, зачем просит деньги у «дорогих» отцов

20 декабря 2016 // Прочитано 5727 раз

Обладатель гранта «Лучший директор школы» Айдар Шамсутдинов дал откровенное интервью sntat.ru и рассказал, откуда у него деньги на дорогую иномарку, как берет откаты и устраивает кастинг отцов.

Как определить хороший отец или нет? Директор казанской школы №165 Айдар Шамсутдинов дал мастер-класс. Классным руководителям 5-11 классов своей школы он поручил составить список отцов для реализации проекта «Подари тепло школе». Критерии отбора директор обозначил четко:

«Материальная стабильность и независимость, доброе сердце и отзывчивость, забота о здоровье собственных детей». Причем, первый пункт про «материальную стабильность» расписан очень подробно. Это «частные предприниматели, успешные руководители, все кто ездит на машинах премиум класса, и живут в элитном жилье».

Список отцов, отвечающих этим требованиям, учителя должны были сдать секретарю учебного заведения. Позже отцам предложат помочь заменить окна в школе. «Подарить тепло» в данном случае следует воспринимать в буквальном, а не переносном смысле.

Записку, предназначенную узкому кругу учителей, анонимно опубликовали в одном из популярных казанских пабликов в социальной сети.

И понеслось: сотни комментариев, в которых директора «прополоскали» вдоль и поперек. Портал sntat.ru попросил Айдара Шамсутдинова прокомментировать ситуацию. О скандальном посте он уже знал и подробно ответил на все комментарии пользователей соцсети.

«Так пусть и ставит окна сам! Его ж детишкам будет тепло. Привыкли <...> наживаться на родителях»

- Сколько средств закладывается на содержание школы? На текущий год было заложено 70 тысяч рублей на хозрасходы, 70 тысяч на приобретение оборудования, еще муниципальный бюджет выделил 100 тысяч на текущий ремонт. Если мы поделим эти 70 тысяч, выделяемых государством на хознужды, на 1500 детей, которые учатся в школе, то получим 47 рублей на человека - это один кусочек мыла и две туалетные бумаги на год. У нас в стране кризис и соответственно мы имеем пустые сметы в образовательных учреждениях. В сытный год у нас на оборудование было заложено 1 млн рублей. Сейчас несколько лет подряд 70 тысяч. Что такое 70 тысяч на оборудование? Республика многое смогла сделать в сытные годы, у нас мультимедийные комплексы, проекторы. Но все нужно поддерживать. Проектор эксплуатируется две смены каждый день. Если раньше мы покупали проектор за 18 тысяч, то сегодня за 38. Действительно, мы и сами зарабатываем. Мы оказываем платные образовательные услуги в месяц на 1,5-1,6 млн рублей. Соответственно, 200 тысяч, которые у нас остаются, мы вкладываем в оборудование, замену счетчиков и т.д. Слава богу, родителями востребованы платные образовательные услуги. Если бы мы жили только на бюджетные деньги, ничего бы не было. У меня всегда есть такие отцы, которые помогают школе, не потому что я их об этом прошу. Есть такой отец (попросил не указывать имя и фамилию, - Ред.) не было бы такого месяца, чтобы он не позвонил и не сказал: «Айдар, тебе что-нибудь надо для школы?». В этот раз он меня выручил, оплатив двух штукатуров-маляров, которые сделали маленький ремонт за вечер субботы - воскресенья. Потому что мне муниципалитет выделил 100 тысяч на год. На эти 100 тысяч мы смогли сделать ремонт только в кабинете математики - покрасили потолки, стены, подоконники и батареи. Все остальное, благодаря чему мы встречаем 1 сентября в лоске и красоте - это директор Гарри Поттер. И так все директора школ.

« <...>! А никого не волнует, что он год назад ездил на шевроле лачетти, а сейчас на ниссан кашкай за почти полтора миллиона? Разница совсем не маленькая…»

- Там было много высказываний «какой директор молодец, что ездит на машине премиум класса. Поясняю - мне 40 лет, 16 лет я за рулем. Это моя четвертая машина. Первые 5 лет я ездил на автомобиле «Ока», следующие на подержанном авто «Daewoo Nexia», потом «Lacetti» и сейчас езжу на «Qashqai». Она, конечно, не является автомобилем премиум-класса, она не стоит 1,5 млн, как выложили на сайте. Я купил ее 20 марта и обошлась она мне в 1 млн 250 тысяч рублей с зимними колесами в комплекте. Покупал я ее по «трейд-ину» сдав свою «Лачетти». Соответственно, чтобы все представляли мою зарплату: среднегодовой доход мой, как директора, составляет 1 200 000 рублей. В этом году являясь победителем двух грантов - «Директор года РТ» и «Директор года РФ», я в свой семейный бюджет, а у меня трое детей и жена, которая не вышла на работу еще, привнес, благодаря грантовой поддержке, еще 320 тысяч рублей - 200 республиканский грант и 120 московские деньги от фонда Дерипаски. Я не скрываю зарплату, она очень неплохая. Но даже моя зарплата при пятерых иждивенцах - не очень большие деньги. Это просто более менее нормальная жизнь. Были бы докризисные годы, я бы немножко жировал. Но в этом тоже есть мудрость - человек не должен иметь слишком много благ.

«Только непонятно одно - сидели бы на откатах с закупок на бюджетные деньги, зачем ещё пытаться с родителей взять?!»

- Теперь ответ на вопрос о том, что директор школы живет на «откатах». Чтобы иметь откаты, нужно заключать какие-то договора. 70 тысяч на хозраходы и 70 на текущее содержание - какие договора можно заключить и какие откаты иметь? Директор школы сегодня и всегда в России привлекает дополнительные средства. 12 лет тому назад глава Советского района, ныне покойный Камалеев Альберт Асхатович, брав меня на работу сказал: «Ты на своей должности будешь все время просить. Не для себя, а для дела своего и никогда не стесняйся это делать». Я могу сказать, что у нас сообщество родителей, которые хотят помочь школе. Каждый ученик школы идет по брусчатке - это не подарок муниципалитета, это не директор школы сделал. Это сделал отец. Просто потому, что захотел. Он из своей корректности даже не обозначил мне сумму. Но я знаю приблизительно, что это минимум 300 тысяч рублей. Есть родитель [ФИО], который сказал: «Айдар, у меня тут двое детей учатся, я хочу сделать туалет, чтобы он был достойным». В двух кабинетах он поменял окна. Вы зашли в фойе, там стоит елка. Как вы думаете, на какие деньги она куплена? Нет такой статьи в бюджете! Эту елку я купил сам за 650 рублей, а с машиной мне помог другой родитель [ФИО]. Достаточно было сделать один звонок, и машина в лесничество поехала. Не было бы [ФИО], не было бы елки. Потому что я на своем «Nissan Qashqai» ее не привез бы - она огромная! Два года назад мы участвовали в гранте. По условиям учреждение должно найти 50% собственных средств, а 50% давал республиканский бюджет. Мы, благодаря вот этому гранту, смогли для детей сделать беговую дорожку. Мы объявили родителям, что есть возможность привлечь 400 тысяч, но сначала надо еще 400 тысяч собрать. Через неделю у нас деньги были. Мы выиграли, сделали беговую дорожку. Сидели бы в потолок плевали, было бы что-нибудь? Нет! В рванном учреждении сидели бы, понимаете.

«Все школы так делают, и оценки ставят тем детям, которые прибыль приносят».

- Было сказано, что сейчас хорошие оценки ставят только тем, кто помогает школе. У нас обучаются 1519 учеников, из них 58% имеют только хорошие отличные оценки. Если исходить из этого предположения - что родители 800 детей оказывают помощь, то школа бы сейчас в злате чахла, как кощей бессмертный.

«Товарищ сразу, пока ребенок в детсаду, научил его отвечать на вопрос: «А кем у тебя папа работает? - Дворником!!» Что бы вот так же не выяснили и денег не клянчили»

- Мы живем в кризисные годы. Сейчас сильное социальное расслоение. Если бы я пришел и сказал всем родителям: «Товарищи, у нас с бюджетом туго, давайте начнем собирать деньги!». Вот это было бы поборами. Что в таком случае делают директору, сами понимаете. Контингент родителей меняется, классный руководитель лучше всего знает, кого можно пригласить, кого нет. Если мне удастся уговорить людей в этом поучаствовать, то это будет благо для всех. Сегодня 1500 детей идут по дорожке, которую сделал [ФИО], кому-то стало от этого плохо? Если человек имеет свое преуспевающее дело, то почему не помочь? Надо подсказать человеку, как сделать добро, а захочет или нет - это его собственное желание. [ФИО] пришел и говорит, что светильники в классе недостаточно ярко горят. Неделя и новые светильники стоят, хорошо светят. Вы думаете, кому-то из других детей в классе от этого плохо? Нет. Что будет плохого, если тот, у кого есть возможность, поможет и твоим детям? Нет, у нас срабатывают технологии нищеты, плебейства - сам не могу и другим не дам!

Айдар Шамсутдинов предложил воочию убедиться, что окна в школе не выдерживают никакой критики. Школа хоть и не старая - 1998 года, строилась в рамках программы ликвидации ветхого жилья. Корректировка окон результатов не дает, поэтому самый разумный вариант, по словам директора, заменить их. По дороге к кабинету нам встретилась уборщица.

- Посмотрите, она с утра до вечера трудится, ламинат сияет просто. А зарплата у нее 6 тысяч. Я бы не удержал такого сотрудника на этой зарплате! Действительно, я ей доплачиваю из внебюджета, но чтобы из внебюджета доплачивать, надо мозги включить и уметь зарабатывать. Но ведь от того, что директор крутится не только ей хорошо, но и всем 1500 детям, - говорит Айдар Шамсутдинов.

В кабинетах, которые для сравнения показал директор - со старыми и новыми окнами, действительно чувствуется разница температуры.

- Если бы я был плохим директором, мне было бы безразлично - пусть там сквозняк будет. Но я хочу быть хорошим директором и почему не попросить людей, которые могут помочь? Если среди ваших читателей найдётся человек, который скажет: «Я буду лучше, чем ты, Айдар», я с радостью передам ему свое кресло, пусть приходит. Вчера про меня 200 сообщений оставили, послали меня кто куда. Но я вчера, бегая с температурой по школе, сделал важную вещь. Моя школа встретила понедельник чистой и красивой, и я могу сказать, что не зря провел воскресенье. А кто-то за все воскресенье только открыл страницу «ВКонтакте» и послал на три буквы директора. Разное значение это имеет? Конечно, разное.


Мнение

Азамат Сабиров, генеральный директор компании AVT

- Если государство не может обеспечить школу, то директору приходится прибегать к помощи родителей. Но тогда вопрос, зачем нам вообще муниципальные школы и детские сады? Может, имеет смысл отказаться от бесплатного образования? Не работает это бесплатное образование. Есть коммерческие школы и сады, существующие на хозрасчетной основе и псевдо муниципальные, которые получают бюджетирование и все равно собирают деньги с родителей. Ведь даже поборами это назвать нельзя. Это не в карман учителю кладется, а для того, чтобы дети не мерзли, потому что добиться нормального финансирования невозможно. Может тогда либерализировать законодательство? Раз государство не может муниципальные школы обеспечивать, то надо разрешить иметь фонд, чтобы собирать пожертвования, чтобы родители могли вложения делать и видеть на что деньги потрачены, знать, что они, получая бесплатное образование, помогают обеспечить нормальные условия для детей. Это касается и медицины, потому что сейчас получить бесплатную услугу можно, но сложно. Может отдать все в частные руки, когда решающую роль будет играть конкуренция? На рынке много примеров хорошей конкуренции - у нас нет государственных супермаркетов, но нельзя сказать, что там плохой сервис. Мы видим, что есть частные авиакомпании, которые развиваются неплохо и развивались бы еще лучше, если бы государство не лезло. Пока же у нас и образование, и здравоохранение - это псевдогосударственная структуры, которые обеспечивают псевдобесплатные услуги.

Артур Ахметов, директор Lock4Gate

- Такого не должно быть в принципе. Инициатива - дать деньги должна исходить не со стороны школы, а со стороны родителей, если у них есть такая возможность. А вычислять тех, кто ездит на дорогих машинах и живет в дорогих квартирах - внешность может быть обманчива, человек может ездить и на служебной машине. Если предлагают что-то подобное, то всегда можно отказаться, никто не может человека заставить. Что касается, того что бесплатные садики из-за поборов таковыми на самом деле не являются, то я водил детей в муниципальные сады и не сказал бы что там существуют поборы. Есть частные детские сады и если экономика будет позволять, то их будет больше, и конкуренция в этой сфере будет возрастать, и качество услуг улучшаться. Так сейчас в Москве происходит - люди сами отдают предпочтение коммерческим учреждениям, потому что там лучше условия и питание. Но родителей никто не принуждает отдавать ребенка в то или иное заведение - это дело каждого.


Читайте также: Какие законы изменятся в 2017 году


Автор: Дарья Турцева

Поделитесь с друзьями

6 комментарии

  • Комментировать Ирина 20 декабря 2016 написал(а) Ирина

    Окна с обеспеченных родителей? Поверьте это еще скромненько. Наша малюсенькая бюджетная ДШИ в год с родителей собирает около 3 млн. рублей, вот у кого поучиться надо. А проверка обрнадзора родителям отписывается что факт побора не подтвердился. Вот так вот. При этом в школе старые полы, поломанные стулья и пустые кабинеты... Если бы каждая школа так собирала, все дети в элитных условиях учились бы. Тем более раз обрнадзор нарушений не находит...

  • Комментировать Сергей 20 декабря 2016 написал(а) Сергей

    Целиком и полностью поддерживаю директора. Молодец! Не в свой же карман кладет деньги. А финансирование образования на самом деле никудышное. Только вышестоящие руководители образованием уверены, что деньги школам они выделяют в достаточном количестве.
    Разогнать надо эти все комитеты, отделы, управления, департаменты образованием к чертовой матери. Только бумаги могут строчить и по школам рассылать. Зачем стольку народу в этих структурах управления образованием - непонятно?

  • Комментировать Черный Плащ 20 декабря 2016 написал(а) Черный Плащ

    нормально всех прилечил, с башкой дружит. кто только дал право узнавать финансовое положение людей? привлек к этому пользуясь служебным положением других учителей, это грубейшее нарушение! по факту он только на словах красиво все расписал, на деле бы как вышло. эта статья только научит других как красиво вешать лапшу на уши.

  • Комментировать Алия 20 декабря 2016 написал(а) Алия

    Любят у нас чужие деньги считать.... Ну если у директора есть возможность купить дорогую машину, почему не купить?! Всех волнует ОТКУДА!!?? он же учитель, то есть нищий!!! (((

  • Комментировать Светлана 21 декабря 2016 написал(а) Светлана

    С большой буквы ДИРЕКТОР!!!! Браво!

  • Комментировать Бабушка 21 декабря 2016 написал(а) Бабушка

    Директора школ вместо того, чтобы заниматься качеством
    образования, работают хозяйственниками. Многие родители хотят и могут помочь, но министерство и СМИ проводят борьбу с поборами и отбивают всякое желание.
    Нам выпало жить в это время, кризисное, но мирное, а нашим родителям в годы войны. Почему не помочь школе? Родители должны сами проявлять инициативу, Кто сколько может, главное от души, и деньги собирать и тратить совместно с администрацией. Главное надо родителям рассказывать о проблемах. Ведь в школу отвели своих драгоценных детей и условия нужно создавать хорошие. Мы же помогаем больным детям, когда просят с экрана телевизора, а здесь свои и не надо ждать когда у государства будут деньги,

Оставить комментарий