Разработки лицеистов КНИТУ-КАИ на «Хакатоне-2017»: роботы-андроиды и беспилотники

16 апреля 2017 // Прочитано 406 раз

Корреспондент «Событий недели» понаблюдал за тем, как будущие инженеры и программисты защищают свои проекты в КНИТУ (КАИ) имени А. Н. Туполева. Мероприятие прошло в рамках форума разработчиков «Хакатон-2017».

 

Выставка прошла в Инженерном лицее КНИТУ (КАИ), расположенном на улице Гагарина. Два ряда столов в холле второго этажа были заняты проектными работами учеников этого лицея и школы при КНИТУ – МАОУ «Лицей-инженерный центр». Юные разработчики рассказывали посетителям, что они смогли сделать за два дня, в течение которых они должны были придумать и реализовать свои проекты.

DSC 3954 001.sized

В ожидании первого полета своего беспилотника Илья Идрисов вместе со своей командой рассказал о сделанной работе. Корпус беспилотного летательного аппарата (БПЛА) собран из потолочной плитки, картона и скотча. Внутрь установлены блок радиоуправления и маленький двигатель, приводящий в движение винт и аккумулятор. Положение закрылков регулируется с помощью маленьких сервоприводов.

«Беспилотники используются в военной сфере и в журналистике – чтобы снимать происходящие события с воздуха. Создание дронов во время обучения может помочь ребенку поступить в профильный вуз», – заметил разработчик первого в своей карьере БПЛА. И добавил: «Какие характеристики? Ну, чтобы узнать максимальную высоту полета и скорость, надо провести испытания, чем мы сегодня и займемся!»

«Исследовательский университет проводит популяризацию инженерного образования в Республике Татарстан и является в этом деле одним из лидеров. В День космонавтики мы решили провести выставку достижений ребят-лицеистов в области робототехники», – пояснил директор Института авиации КНИТУ кандидат технических наук Александр Носов, курирующий работу инженерных лицеев.

Над гостями и хозяевами мероприятия возвышался внушительный робот-андроид, разместившийся посередине одного из столов. Его запрограммировали приветствовать гостей выставки: сделанный по технологии InMoov андроид представляется, интересуется именем подошедшего к нему и достаточно по-человечески пожимает руку.

DSC 3964.sized

«Детали для робота были напечатаны на 3D-принтере. Плечи, кисти и пальцы приводятся в движение сервоприводами. После покупки нам пришлось их модифицировать, так как стандартный привод поворачивается на 180 градусов, а в некоторых стыках требуется больший поворот, – рассказал Алмаз Долгоаршинов. – Чертежи робота свободно распространяются в Интернете по модели open source, но программное обеспечение наше. Компьютер обрабатывает "услышанный" роботом звук, а обратно сигнал поступает через микроконтроллер на сервоприводы».

Рядом был представлен другой робот – собранная из картона голова с шариками для пинг-понга вместо глаз и толстой красной нитью, имитирующей губы. С помощью маленьких моторчиков робот имитирует эмоции от встречи с разными людьми: двигает бровями, если ему нравится визитер, и закрывает глаза, качая головой, если этого не происходит. «Это случайный подбор», – объяснил автор проекта Артур, почему роботу не понравилась женщина в зеленом платье.

«Но роботы – это далеко не всегда человекоподобная техника. Так, например, промышленный робот-крюк, станок с ЧПУ, беспилотник – все это роботы, и область их применения огромна. Проекты учеников нацелены на то, чтобы выявить их индивидуальные предпочтения. В дальнейшем они будут развиваться и объединяться в команды, где каждый найдет себе применение, став конструктором, дизайнером, организатором и так далее, – рассказал Алексей Лопатин. – Это современный способ работы – ребята из 7-го класса выступают на защите проектов так, как я научился только к защите своего диплома».

«Наша работа в школах – это, пожалуй, первая ласточка системы непрерывного образования "детский сад – начальная школа – старшая инженерная школа – вуз"», – добавил он.

Финальная часть мероприятия прошла на пустыре за восьмым зданием КАИ. Здесь под присмотром преподавателей лицеисты провели испытательные полеты созданных ими радиоуправляемых моделей самолетов.

DSC 4026.sized

Сделав несколько кругов над пустырем, беспилотник желтого цвета спланировал и уткнулся в песок. Следующий аппарат сразу после взлета начал быстро набирать высоту и почти скрылся из виду, но затем, после потери связи, свалился в штопор и начал приближаться к земле. Пилотировавший дрон подросток сумел выровнять аппарат и перевести его в режим горизонтального полета. «Управляет самолетом пилот, захотел высоко – полетел», – прокомментировал один из участников показавшийся многим неудачным почти вертикальный взлет на большой скорости.

DSC 4046.sized

Затем было еще несколько запусков, которые очень понравились гостям выставки из Министерства образования и науки РТ, которые громко аплодировали виражам, стоя на противоположной от участников стороне пустыря.

Корреспондент «СН» после разбора полетов поинтересовался у ребят итогами испытаний. «Можно поставить аппаратуру для лучшей управляемости, можно поставить камеру, – говорит Данил Самихин, управлявший желтым БПЛА. – Шасси установить? Технически несложно, но ведь это учебная модель. Если разобьется, ничего страшного. Потолочную плитку легко пойти и купить».

Автор: Бахтияр Сабиров

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий