Историю Татарстана освободили от «татаро-монгольского ига»

04 апреля 2017 // Прочитано 4129 раз

Министерство образования РФ два года назад разработало новые стандарты для школьных учебников истории. Авторы получили больше свободы в освещении золотоордынского периода истории России и Татарстана и могут, наконец-то, избавиться от «татаро-монгольского ига».

 

Однако проблемы в преподавании истории Татарстана, признают педагоги, остаются: весьма прохладное отношение к предмету многих учеников и несовершенство учебного процесса. В сути вопроса вместе с экспертами разбирался корреспондент sntat.ru Бахтияр Сабиров.

– Сейчас благодаря новому историко-культурному стандарту мы отошли от заведомо тенденциозной и эмоциональной оценки эпохи монгольских завоеваний, ведь когда мы говорим «иго», мы даем исключительно негативную окраску соответствующему периоду истории, – говорит Марат Гибатдинов, замдиректора Института истории им. Ш.Марджани. – Теперь мы говорим о том, что русские земли были в политической зависимости от ордынских ханов – нормальный для Средневековья процесс. Достоинство новой формулировки в том, что она нейтральная и более научна.

Говоря о новом стандарте, наш собеседник имеет в виду единую концепцию, которой руководствуются составители учебных пособий с 2016 учебного года. По замыслу авторов, стандарт должен свести к минимуму политизированность исторических проблем. Министр образования Ольга Васильева назвала «очень взвешенным» используемый в новых учебниках подход к «сложным вопросам».

– В первую очередь смена терминологии коснулась федеральных учебников — для Татарстана все-таки более характерно достаточно разностороннее и непредвзятое отношение к Монгольской империи и Золотой Орде как к нормальным средневековым государствам, а не варварским империям, – продолжает Марат Гибатдинов. – В нашей общей истории народов России теперь появляется больше возможностей изучения того, как сосуществовали Орда и Русь, это ведь было не только противостояние, но и совместные походы, партнерские связи, торговля и культурное взаимодействие.

Татарстанские ученые, педагоги и методисты активно участвуют в разработке новых учебников и обучающих материалов, отводя особое внимание ранее не изучавшимся темам. Так, для начальной школы появился учебник, по страницам которого вместе с ребятами путешествует персонаж мультфильма «Стрела наследия». 

Однако, отмечают эксперты, эти позитивные изменения не приведут автоматически к тому, что молодое поколение татарстанцев будет хорошо знать историю родного края. На существующие проблемы в преподавании указывает Резида Хораськина, доцент кафедры отечественной истории Института Международных отношений и востоковедения. Главной проблемой она называет объединение истории России и Татарстана в один предмет. Оно предполагает, что региональный компонент истории можно изучить в рамках общего курса. Учителям предлагается уделить для этого несколько минут из двух часов в неделю, положенных для истории.

– На весь учебный год учителям нужно раскидать по минуточке весь курс регионального компонента. Это означает, что учителя должны составлять план занятия так, чтобы как-то объединить тематически историю России и Татарстана. Иногда это возможно, но в большинстве случаев нет, – говорит преподаватель истории и методист с многолетним опытом работы.

По словам кандидата педагогических наук, учителя, в первую очередь, заняты подготовкой своих учеников к сдаче экзаменов. А поскольку ЕГЭ не предусматривает проверки знаний по истории Татарстана, региональный компонент зачастую полностью вытесняется.

– Это не потому, что учителя и ученики не любят историю Татарстана, не потому, что не хотят ее изучать. Это связано с ограниченным количеством времени, с ответственностью за провалы учеников на экзаменах по общей истории, – заключает Резида Хораськина.

Преподаватели, которые небезразлично относятся к предмету, вынуждены придумывать, как компенсировать нехватку времени. Так учитель казанской школы №8 Регина Габдрахманова ведет занятия краеведческого кружка и дополняет их изучением истории.

– У меня пятиклассники, они активно интересуются историей родного края, народа. Им очень интересно, откуда произошел татарский народ. Это ведь вопрос дискуссионный, – говорит педагог. – Причем интересно это не только ученикам-татарам, но и русским.

«События» решили узнать настроения и самих школьников. Для этого корреспондент издания провел небольшой опрос среди пользователей сети «ВКонтакте» – учеников казанских школ 9-11 класса, задав им вопрос об их отношении к предмету. Оказалось, что история Татарстана интересна примерно половин е респондентов. Опрос не претендует на звание социологического, однако заметна интересная деталь: среди опрошенных много и тех, кого история Татарстана не увлекает, но при этом интересна общая.

Специалисты уверены, что ликвидация «белых пятен» в учебниках истории позволит школьникам полнее изучить ордынский период отечественной истории.  Однако могут ли усилия ученых и педагогов поднять интерес к истории Татарстана на уровень истории России в условиях, когда предмет вроде бы есть, но при этом растворен в общем курсе? Эксперты ответить затрудняются. 

Автор: Бахтияр Сабиров

Поделитесь с друзьями

4 комментарии

  • Комментировать Зульфия 04 апреля 2017 написал(а) Зульфия

    История народов в России не менее интересна чем история древнего Рима.

  • Комментировать кучум 04 апреля 2017 написал(а) кучум

    Безусловно!

  • Комментировать Юрий 05 апреля 2017 написал(а) Юрий

    А куда же делись тогда татаро-монголы? Всю историю России были татаро-монголы а при Путине они исчезли. Странная какая то история

  • Комментировать Сергей 05 апреля 2017 написал(а) Сергей

    при путине многое исчезло, также и история переписалась по новому.

Оставить комментарий