«Профессия учителя еще не до конца оценена»

08 марта 2017 // Прочитано 2771 раз

Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. А математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, что в итоге формирует личность. Так считает учитель Алмаз Хамидуллин, с которым встретилась журналист sntat.ru Мария Рудакова.

Звание «Учитель года» в Казани в этом году получил преподаватель математики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей-интернат №2» Алмаз Хамидуллин. Молодой педагог - ему всего 30, родился в Нижнекамске, окончил там лицей-интернат №24 и 2004 году поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. Причем о том, что будет учителем в школе, совсем не думал.

- Изначально я планировал стать либо банкиром, либо программистом, но жизнь внесла свои коррективы. На последних курсах у нас открылся дополнительный факультет, можно было получить второй диплом, обучаясь на факультете педагогического образования. Так я начал по вечерам ходить на эту учебу и меня увлекло. По окончанию вуза мне предложили работать учителем математики и вести олимпиадную подготовку в Нижнекамске. Я загорелся этой идеей, и мысли о бизнесе и программировании отошли на второй план, мне стало интересно заниматься с детьми. В итоге я проработал в Нижнекамске 6 лет, а этим летом переехал в Казань, - вспоминает Алмаз Хамидуллин.

Учитель говорит, что, конечно, было приятное волнение во время объявления результатов, но он вовсе не был удивлен, ведь его команда сделала все для того, чтобы победить, это не было какой-то неожиданностью, и они работали именно на этот результат.

- И в Нижнекамске в меня много вложили, там директор очень помогал. Ну, и в Казани, конечно. Здесь отличные условия для развития и, благодаря этому, получилось быстро «выстрелить», помогал весь коллектив. Сейчас я совсем не жалею, что приехал из Москвы обратно в Татарстан. Я здесь счастлив. Да и мир сейчас очень глобальный, находясь в Казани, я могу выполнять проекты грандиозного масштаба. А двери в Москву - они всегда открыты, там много знакомых и друзей осталось, я знаю, что в любой момент можно уехать, но, понимаете, мне кажется, что если человек не жил в Москве, то он думает, что Москва - это уровень повыше, а когда ты там пожил и, в принципе, все там знаешь, то туда совсем не тянет.

Алмаз Нуртдинович рассказывает, что первый, кто привил ему интерес к математике, была его мама, которая до сих пор работает педагогом. Она с детства давала ему логические задачки и задачи на развитие памяти, так что любовь к точным наукам пришла совсем незаметно.

- В 5-х - 6-х классах занятия математикой стали приносить свои плоды, все это вылилось в то, что я начал заниматься олимпиадной математикой, а она предполагает затраты большого количества времени, и на другие предметы, практически, ничего не оставалось. И вот сейчас, рассуждая над этим, я понимаю, что у меня даже не возникало вопросов, чтобы заняться другим предметом. Благодаря олимпиаде, я поступил без экзаменов в МГУ, то есть усилия дали свои результаты.

uchitel20171

Человек начинает чувствовать себя успешным только тогда, когда он достигает каких-то целей, если их нет, то он - лодка в открытом океане: куда ветер подует, туда он плывет, а если у человека есть цель, как в профессии, так и в жизни в целом, то он ее достигает. Получается, что у него есть вектор успеха и вектор направленности, и по нему он движется. Сам становится успешным, захватывает с собой детей, коллег, и они берут пример с него, так они и двигаются, развивая свою жизнь. Это принципы, которым следует нашей герой.

- По моему мнению, - продолжает Алмаз Нуртдинович, - учитель не должен отдавать всего себя полностью только детям и только школе. Учитель - он, прежде всего, должен быть примером, должен все успевать: развиваться, заниматься спортом, учить языки, общаться и ездить на конференции. Некоторые люди, когда говорят об учителе думают, что это практически «раб», который днями и ночами живёт в школе. Но это какая-то крайняя ситуация, на самом деле дети таких учителей не совсем ценят, нужно быть чуть выше детей. Учитель должен давать им пример, показывать в какую сторону двигаться.

Сам он посещает множество конференций, как в России, так и за рубежом, играет в футбол, участвует в лицейском чемпионате, старается уделять максимальное внимание семье и сейчас увлекся триатлоном, который помогает ему развивать выносливость и терпение.

- Например, два года назад мы ездили в Америку, там вроде не близкая нам тема «Космическое обучение для детей», но на самом деле - это очень перспективно, раскрывает наше мировоззрение и границы, мы совсем по-другому начинаем мыслить, - рассказывает Алмаз Хамидуллин.

uchitel20174

«Учитель года» считает, что целью урока и процесса обучения является не только получение знаний - их ребенок может найти и в интернете, а, прежде всего, это воспитание и развитие. Каждый педагог, помимо того, что он дает знания, должен включать какие-то воспитательные моменты. Ведь именно учитель является самым важным и живым примером для ученика. То, что будет видеть подросток на уроках, затем он это поведение станет проецировать и в собственной жизни.

- Вот опять же, когда дети сидят «квадратом», они друг с другом общаются, учатся слушать и слышать, и проявлять уважение друг к другу. Так они полностью вовлечены в этот процесс. При такой рассадке ребята могут проверять работы друг друга, делать совместные проекты, рисовать на ватмане - групповая работа очень полезна. Да и им так намного интереснее. Главное, правильно использовать эту методику, в ней тоже есть специальные формы. Например, когда один ученик решит пример, потом передает тетрадь второму, тот проверяет его и решает свой, потом третьему и так далее, если такой специальный метод применять правильно, то будет полноценная групповая работа, без какого-то хаоса, - раскрывает некоторые секреты своей работы Алмаз Хамидуллин.

Повзрослев, человек меняется и многое теряет из того, что даровано нам детством. Школьников учат правилам, нормам, основным знаниям, но мы редко задумываемся над тем, что дети тоже учат нас многому. Потому плох тот учитель, который прекращает учиться сам.

- В отличие от предыдущих поколений, современные дети очень начитанные и могут знать такие вещи, из того же интернета, о чем ты мог просто даже не догадываться. Но они учат нас и косвенным образом - своим примером. Ведь ребята обладают такими качествами, о которых ты просто мечтал, например, быть таким же любопытным и настолько жизнерадостным, несмотря на какие-то школьные проблемы, они же всегда улыбаются. Учителю нужно быть открытым, принимать эти сигналы и посылы от детей. Конечно, новое поколение «не такое», но фишка в том, что каждое поколение про своих детей так говорит. Еще Архимед говорил, «что наши дети избалованные, они не уважают взрослых», но в каком веке жил Архимед?! - улыбается наш собеседник.

uchitel20173

Алмаз Нуртдинович считает, что одной из самых сложных задач является выставление оценок. Ведь, оценка - жесткий инструмент, ею можно и легко обидеть ребенка, и ввести его в депрессию или вовсе отбить желание учиться.

- Я, когда ставлю оценки, все время детям проговариваю, что оценки - это не цель, главное, чего вы добиваетесь - это знания и развитие. Но все равно, когда учителя выставляют оценки, они стараются быть очень внимательными. Конечно, кому-то полезно даже поставить двойку, а кому-то, наоборот, чуть завысить и поставить вместо тройки четверку, чтобы у ребенка возникла мотивация для дальнейшего развития, поэтому преподаватель должен использовать оценки, как полезный инструмент для мотивирования детей, - считает лучший педагог Казани.

Кроме того что Алмаз Нуртдинович ведет математику, он еще и классный руководитель 7-б класса, ребят первый год поступивших в лицей.

- Сейчас у меня 23 ученика, мы общаемся, ездим на различные экскурсии. Класс у нас очень одаренный. В этом году побил рекорд по количеству призеров из одного класса на республиканской олимпиаде. То есть порядка 45% класса участвовало в олимпиаде и около 30% стало призерами. Я попробовал пару лет поработать без класса, но тогда я ощущаю себя «наемным работником по подаче знаний», а когда ты с классом, то появляется уже и воспитательный момент. Ты считаешь детей своими, ходишь в гости к родителям. Вот буквально за первые полгода мы с воспитателем побывали у каждого своего ребенка в гостях, познакомились с родителями, они все очень разные, работают в разных сферах, и каждый делится своим опытом, так мы обогащаемся новыми знаниями. Узнаем ситуацию уже из семьи, здесь присутствует и образование, и воспитание. Важно, чтобы работал треугольник родитель-учитель-ученик, а для того, чтобы связи между этими тремя объектами наладить - нужно постоянное общение, - уверен Алмаз Хамидуллин.

uchitel20172

Лицей-интернат, в котором работает наш педагог, только для мальчиков. Одаренные ребята поступают сюда с 7-го класса, приезжая из разных регионов республики и со всей России: от Екатеринбурга до Махачкалы. Учителя говорят, что проживание в пансионате очень сплачивает ребят.

- Могу сказать на своем примере, - продолжает учитель, - что мы с моими одноклассниками (прошло уже почти 13 лет после окончания школы) встречаемся каждую неделю - это все результат того, что когда-то мы вместе жили и вместе учились. А то, что в лицеи одни мальчики - это определенный плюс. Они не отвлекаются во время учебы, добиваются высоких карьерных целей и поступают в топ-вузы страны и мира. У нас много выпускников, которые поступили в Лондонский университет, университеты Абу-Даби, Дубая, Франции и Швейцарии. Хотя мы сделали большой акцент на математику, но у нас очень сильные преподаватели биологии, истории, английского языка.

На вопрос: «Учитель - это больше призвание или все же профессия?», педагог отвечает, что истина лежит где-то посередине. Нужно, чтобы обязательно было желание этим заниматься, но на одном желании далеко не уедешь, поэтому обязательно нужно развивать профессиональные качества, чтобы лучше понимать детей и быть более компетентным.

- Я считаю, что профессия учителя еще не до конца оценена, нужно ориентироваться на лучшее. Я всегда привожу в пример Сингапур и Финляндию, вот там профессия учителя престижная. Конечно, сейчас власти делают хорошие шаги для того, чтобы сделать эту профессию престижнее. Учителя стали неплохо зарабатывать, в отличие от 10-летней давности, если сравнить, то это две абсолютно разные картины. Но нужно стремиться к большему. Но главное, что эта профессия благодарная. Дети и родители все время говорят «спасибо», и выпускники приходят пообщаться. Мы видим результаты своего труда, когда наши ученики вырастают настоящими людьми - это не может не радовать.


Читайте также: Новые парки и скверы: опыт Татарстана растиражируют по всей стране 


Автор: Мария Рудакова. Фото: Александр Эшкинин. Видео: Альфред Камелевский.

Поделитесь с друзьями

5 комментарии

  • Комментировать Рамиль 08 марта 2017 написал(а) Рамиль

    Классная статья!

  • Комментировать Фарида Шайгареевна 18 марта 2017 написал(а) Фарида Шайгареевна

    Алмаз - замечательный учитель и прекрасный человек. Ребята 24 лицея в Нижнекамске с огромным интересом занимались на его уроках математики и информатики, увлеченно выполняли индивидуальные задания дома. Настоящей творческой площадкой стал для наших мальчишек Медиаклуб, организованный и руководимый Алмазом. Лицеисты создавали интересные проекты, участвовали в конкурсах, путешествовали... Нижнекамск, к сожалению, потерял такой талант.
    От имени родителей и выпускников 2015 года поздравляю Алмаза Нуртдиновича с заслуженной победой и желаю удачи. Большому кораблю - большого доброго пути.

  • Комментировать Инна 21 марта 2017 написал(а) Инна

    Ну просто очень повезло ребятам.

  • Комментировать Мария 21 марта 2017 написал(а) Мария

    И учителю тоже повезло работать в ХОРОШЕЙ школе с ХОРОШИМИ детьми.

  • Комментировать Зоя Ивановна. Нижнекамск 04 апреля 2017 написал(а) Зоя Ивановна. Нижнекамск

    Алмаз, поздравляю тебя с большой победой. Рада твоему позитиву.Желаю творческого роста и душевной гармонии.

Оставить комментарий