Как внедряют систему инклюзивного образования в школах

02 марта 2017 // Прочитано 804 раз

В Казани прошла конференция, на которой педагоги и эксперты обсудили, с какими сложностями сегодня сталкиваются учителя в школах, воспитатели в детских садах в процессе обучения особенных детей.

Установка пандусов и запуск на линию низкопольных автобусов заметно облегчает жизнь людей с ограниченными возможностями. К этому общество привыкло, но к совместному обучению (инклюзивное образование, - Ред.) абсолютно здоровых детей и тех, у кого ограниченные возможности здоровья, еще нет. В мире давно отошли от раздельного обучения, у нас термин «инклюзия» только входит в обиход. Те, кто занимается ей, сталкиваются с немалыми сложностями.

- В моей школе всего 1200 учеников, из них 138 детей с ограниченными возможностями здоровья. Работу ведем давно, и это для нас уже не вопрос. Но до образовательного учреждения доходят далеко не все деньги, которые выделяются на обучение таких ребят, - утверждает директор лицея №78 Казани Альфия Урманчеева.

Пояснять, куда деваются средства, специалист не стала. Вот и получается, что финансовый вопрос учреждениям образования приходится решать, в том числе и за счет внебюджетных источников. Понятно, что кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но, если бы проблема была только с деньгами, вздыхают эксперты. Зачастую сами педагоги сталкиваются с тем, что не знают, как вести себя с особенными детьми.

- На очереди в мой детский садик стоит девочка с аутизмом. Осознавая это, я не знаю, как вести себя, как подготовить и настроить на работу воспитателей, как им распределить занятость в группе, как наладить общение со всеми детьми. Здесь вопрос даже не в компетенции педработников, а именно в психологии. Мы совершенно к этому не готовы и понимаем, что со временем детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью будет все больше, - признается заведующая одного из детских садиков Казани.

inkluz3

Действительность, к которой всем нужно быть готовыми заключается в том, что к 2020 году 100% школ будут инклюзивными, то есть одинаково комфортными для всех детей вне зависимости от того, есть у них проблемы со здоровьем или нет. Безусловно, только средним образованием инклюзия ограничиваться не может. Эта система должна работать на всех ступенях – от детского садика до вуза, считает проректор по инклюзивному образованию Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, - Ред.) Светлана Алехина. А педагогам и руководителям образовательных учреждений необходимо адаптироваться к новой системе. Но судя по тому, что говорят работники образования, сделать это им будет непросто.

- Как я, будучи воспитателем, должна преодолеть систему, если у меня в группе 30 детей, из них уже сейчас три-четыре «особенные», а я не говорю о том, когда будут дети с инвалидностью. Я работаю в группе с 7.30 до 18 часов в лучшем случае. Как мне при таком построении системы найти время на детей с особенностями развития?! - спрашивает воспитательница одного из казанских детсадов.

Светлана Алехина посоветовала обсуждать проблему с непосредственными руководителями - заведующими, как-никак это их компетенция. В не так давно принятых стандартах инклюзивного образования четко прописано, что директор как должностное лицо отвечает за создание условий для обучения любой категории детей. Подразумевается руководитель любой образовательной организации. Оказалось, что не все это понимают. Тем не менее, начало инклюзивному образованию уже положено.

Теперь за родителями законодательно закреплен выбор, где учиться их чаду. Попадаете в школу или детский сад по прописке - вашего ребенка обязаны взять туда без вопросов, вне зависимости от состояния его здоровья. Второе значимое достижение - больше не существует понятия необучаемость. Сейчас к каждому ребенку воспитатель, учитель или педагог в вузе обязаны найти свой подход, как они смогут передавать знания, оценивать их. Между прочим, до утверждения стандартов инклюзивного образования 75 тысяч детей по всей стране вообще никак и нигде не учились, потому что «необучаемые». Теперь педагоги должны искать подходы и технологии. Их это сразу напрягло, ведь выходит, что на каждого «особого» ребенка нужно составлять свою программу, а это дело не пяти минут. К счастью, есть уже готовые примеры, которыми можно воспользоваться.

- После введения стандартов проблем возникло больше, чем мы видели в 2009 году. Требований гораздо больше, чем возможностей. Но мы должны находить пути решения, потому что инклюзивное образование - это больше не про само обучение, а про дальнейшее включение человека в общественные, трудовые отношения, - говорит Светлана Алехина.

inkluz1

Педагоги соглашаются, что пока вопросов больше. Для их решения существует профильная конференция, которую в пятый раз проводит КИУ им. Тимирясова. Университет - пилотная площадка министерства образования и науки Татарстана по внедреню инклюзивного образования.

- Мы показываем свой опыт иностранным и российским коллегам, обсуждаем основные проблемы. За пять лет проведения конференции опробовали многое: ежегодно проходят инклюзивные олимпиады среди школьников и студентов, Олимпийские Игры, - комментирует заместитель завкафедрой теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. Тимирясова Наталья Паранина.

Инклюзия - явление, к которому всем в скором времени нужно будет привыкнуть. «Это история не про инвалидов, а про всех, кого нужно поддержать», - в один голос говорят педагоги.


Читайте также: Маткапитал повысил рождаемость в Татарстане на 10 процентов 


Автор: Юлия Косолапкина

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий