«ЕГЭ для учителей»: мифы и реальность

03 ноября 2016 // Прочитано 9031 раз

Педагоги второй год сдают диагностическое тестирование. 16 тысяч учителей сели за парты, чтобы подтвердить свои знания по предмету.

Идея проверять учителей: готовы ли они сдать ЕГЭ, к которому «натаскивают» выпускников, по-прежнему вызывает споры и негодование у педагогов. Не понимает, зачем ее снова пригласили и учитель географии Резеда Ясюченя. Ведь в прошлом году она уже доказала свой уровень - сдала на 100 баллов!

- Может вы по ошибке пришли? - сомневаемся мы.

- Нет никакой ошибки. Сказали, что освобождаются только высшая категория и кто аттестуется в этом году. Поэтому мы и возмущены. Ну, если следят, то должны были пригласить тех, у кого, например, 48 баллов, они бы пришли сдавать, - говорит учитель-стобальник.

- Вы, наверное, и сами неплохо готовите учеников к ЕГЭ?

- У меня обычно мало, кто сдает. Но в прошлом году была девочка, которая сдала на 86 баллов, пятерку получила.

В коридорах казанского лицея №110 еще много недовольных педагогов. Сегодня кроме географии здесь сдают английский, математику, информатику, биологию и физику.

- Каждый год сдавать это тестирование, когда мы это время можем посвятить работе с учениками, как-то дополнительно развивать их. Это лишняя трата времени и нервов. Я в том году и аттестацию, и тестирование, и экзамен проходила - всё прекрасно, подтвердила категорию. А в этом - опять стресс, тем более после проверки Рособрнадзора, - вздыхает учитель Светлана Хакимова.

- У меня тоже уже три сертификата о тестировании. Баллы нормальные. Ну, можно же хотя бы раз в 3 года, зачем каждый год? Это же вообще можно в больницу загреметь. Такой стресс сильный. Вот у меня сегодня с утра давление «170», я напилась лекарств и пришла. Возраст и здоровье уже не те, - добавляет ее коллега Ольга Микота.

Это нужно самому учителю

Так уверяют в татарстанском минобрнауки. По словам авторов инициативы, диагностическое тестирование поможет оценить уровень знаний педагога по своему предмету, выявить его слабые места и оказать ему помощь.

- Если сам учитель по математике или русскому языку не может на высокий балл пройти КИМ по своему предмету, он никогда не научит своего ученика на высокий балл. Вы согласны? - отвечает вопросом на вопрос о цели тестирования начальник Управления общего образования минобрнауки РТ Тамара Федорова.

По ее словам, министерство даже не будет рассматривать КИМы, их сразу отправят в муниципальные методические службы. Именно им предстоит выявить оценить результаты тестирования и принять меры.

- Никаких административных действий или кадровых решений не будет. Это делается для самого учителя. Если есть западания, то есть учитель определенные разделы своего предмета знает не очень хорошо, то ему нужно будет повысить квалификацию, - заверили организаторы.

На вопрос: зачем повторно экзаменовать учителей-стобальников и тех, кто тоже показал высокие результаты, в минобнарнауки сообщили, что впредь этого не будет:

- Мы пока освободили только тех учителей, у которых высшая квалификационная категория, и тех, кто аттестуется в этом году. Если в этом году учитель покажет устойчивые результаты и наберет по своему предмету 100 баллов, точечно мы их отработаем, и в последующем они не будут проходить диагностическое тестирование, - пообещала представитель министерства.

«Подделки» учителей начальной школы

Коллега отдала ребенка в первый класс в казанскую школу. И уже с первых дней учебы, когда педагог стала задавать задания, ужаснулась:

- У сына учитель только после вуза пришла. Она пишет «блАкнот», «клеЯть подДелку» и т.д. Как она вообще ЕГЭ сдала, будучи школьницей? Или за 5 лет обучения в КФУ знания растеряла? – сокрушается мама.

Все родители в классе в шоке. Ведь первоклашки во всем полагаются на учителя: как она пишет, так и правильно! Чему же она их научит?!

На этот вопрос чиновники из минобрнауки отвечают, что это еще одна причина проводить диагностическое тестирование педагогов. Новшество этого года как раз предусматривает то, что его сдадут и учителя начальной школы. КИМы для них разработали в Казанском педагогическом колледже.

- Самое главное знать методику. Мы поставили задачу проверить психолого-педагогическую составляющую. Потому что без знания педагогики и психологии детей работать в начальной школе невозможно, - убеждена директор колледжа Анфиса Залялова.

- А как же грамотность? - интересуемся мы

- А это следующая будет задача. Я с вами абсолютно согласна. Мы недавно проверяли на знания математики. Конечно, учитель обязан быть и грамотным, и знать математику. Безусловно, это неправильно, если учитель пишет с ошибками, - согласилась руководитель заведения.

Исследование Рособрнадзора учителей начальных классов в стране на знание математики показало, что:

- 46% учителей знают предмет на уровне ниже базового;

- 44% знают на уровне базового;

- 10% знают на уровне выше базового.

Мифы о ЕГЭ учителей

За два года обсуждения этой темы, в том числе и на сайте sntat.ru, у учителей скопились множество претензий. Основные мы адресовали минобрнауки. «Заблуждения» педагогов постаралась развеять Тамара Федорова.

Миф 1. Название. Официально процедура называется «диагностическое тестирование по КИМам Единого государственного экзамена». Это журналисты и сами педагоги для краткости прозвали его «ЕГЭ для учителей».

Миф 2. За деньги. В комментариях к нашим статьям на эту тему пользователи сообщили о взимании денег с учителей за участие в ЕГЭ. Дескать, с них собрали по 400 рублей.

- Никакие деньги не собираются с учителей. По обращению нашего министра в Рособрнадзор ФИПИ бесплатно предоставил нам КИМы. Никаких расходов мы не понесли.

Миф 3. Бойкот учителей. Много шума наделала недавняя петиция, написанная от лица учителей Татарстана. Авторы выступили против проведения ЕГЭ среди педагогов и призывали бойкотировать тестирование, как это сделали в 175-й гимназии.

- Это не правда, что 175-я гимназия бойкотировала ЕГЭ. Там было всего 2 учителя, которые сдали КИМы незаполненными. Так что то, что написано в петиции - все обман.

Миф 4. Методической помощи нет. Учителя пожаловались, что никакой обещанной помощи по итогам прошлогоднего тестирования они не получили.

- С ответственностью могу заявить, что методическая работа проводилась. Что дорожные карты были составлены. Начиная с 16 мая, у нас состоялся в Институте развития образования отчет муниципальных методических служб, где они доложили о работе по реализации данных дорожных карт. И я думаю, что результаты учащихся в этом году рванули вперед в средних баллах ЕГЭ, в том числе и потому, что была организована соответствующая работа.

Миф 5. Незаконно. В петиции против проведения ЕГЭ среди учителей утверждается, что это процедура незаконна и нарушает права педагогов.

- Мы тестируем учителей на знание содержания предмета с целью оказать им помощь. Никаких нарушений законодательства здесь нет.

Учителя списывают на ЕГЭ?

Об этом заявляют сами педагоги. Готовясь сегодня к тестированию, одна из учителей в коридоре с обидой заметила своей коллеге:

- Я честно готовилась, столько времени потратила на подготовку, а многие спокойно списали и всё.

В объективности результатов тестирования отдельных педагогов в прошлом году усомнился даже министр образования и науки РТ. Они показали слишком хорошие баллы, а их выпускники, напротив - провалились.

- Вместе с тем настораживает картина с объективностью проведения тестирования учителей-предметников в ряде районов. Учителя-предметники Кукморского, Мамадышского, Арского, Балтасинского, Лениногорского районов продемонстрировали высочайшие результаты. При этом проводимые нами срезы не подтверждают сравнимый уровень знаний у их учащихся, - сомневается Энгель Фаттахов.

Видимо по этой причине в этом году всё происходящее в классе на экзамене решили снимать. Видеозаписи также будут направлены в Республиканский центр мониторинга. Если его специалисты заподозрят кого-то в списывании, то смогут это проверить. Учителя камер не боятся, но саму процедуру посчитали унизительной:

- Я не знаю как по другим предметам, но по английскому списать невозможно. Потому что мы не знаем, какие нам придут материалы, какие задания и эссе будем писать. Наши шпаргалки в голове, - уверена в себе учитель английского.

- Раньше всегда разрешалось конспектами пользоваться. Наоборот это поощрялось. Невозможно такой большой материал одновременно держать в голове. Почему нас вот так сажают, и как будто мы первый раз сдаем на диплом, мы же его уже получили, - возмущается ее соседка.

По данным минобрнауки, в прошлом году учителя республики неплохо сдали тестирование по русскому языку, математике и биологии. Многие набрали выше 70 баллов. В то же время, есть предметы, по которым педагогам нужно подтянуться.

- Большую озабоченность у нас вызывает химия и самую большую озабоченность вызывает информатика и КТ, но мы будем работать, - подытожила Тамара Федорова.

Всего по Татарстану ЕГЭ сегодня сдали 16 тысяч учителей. Для них открылся 61 пункт также как и в прошлом году по 13 предметам плюс начальные классы. Результаты станут известны через три недели, но их узнают только сами участники тестирования. В министерстве заверили, что общественности ни в коем случае не сообщат оценки учителей.


Читайте также: За что не должны платить потребители


Авторы: Василя Ширшова, Фото: Салават Камалетдинов

Поделитесь с друзьями

6 комментарии

  • Комментировать Наталья 04 ноября 2016 написал(а) Наталья

    Это ещё цветочки. Слушала вебинар про то, что ждет нас с нового года с введением профессионального стандарта педагога. Учить детей будет некогда!!!! Порадовалась, что уже на пенсии, и в любое время могу уйти из школы. Любое звание, которое предполагает повышение зарплат, требует магистратуры. У нас в школе ни одного учителя с магистратурой нет. Что касается ЕГЭ, у меня сдают многие, обычно успешно. Были стобальники, много 97-99 баллов. Прежде чем КИМ давать ученикам, всегда решаю его сама. Ни одного на 100 баллов не сделала! Вообще, считаю, что 100 баллов - это либо заведомо нечестно, либо случайность.

  • Комментировать Учитель 07 ноября 2016 написал(а) Учитель

    То, что Вы ни разу не сдали ЕГЭ на 100 баллов, вполне объяснимо: нужно немного подтянуть орфографию. Слово "стобаЛЛьники" пишется именно так, а не с одной Л, как пишете Вы.

  • Комментировать мама 07 ноября 2016 написал(а) мама

    зато у учителей одно на языке-нанимайте репетиторов пусть сами прочувствуют стресс,давление... дети через это проходят,минимум 3 экзамена!

  • Комментировать Дарья 07 ноября 2016 написал(а) Дарья

    Репетитор- это когда у детей самих ума не хватает.

  • Комментировать алина 09 ноября 2016 написал(а) алина

    в том году получила 98 баллов, где допустила ошибки (тест или сочинение) не знаю, никто не знает((. За высокий балл мне НИЧЕГО не было. никаких санкций, поощрений, взысканий. В этом году зачем мне стараться, если ни разбора ошибок не будет, ни баллов к аттестации я не получу? Сдавала в Зеленодольске, переживала за дорогу (погода ужасная, водитель я на "троечку"): ехала из Казани вся на нервах. Отношение к тестированию у меня было несерьезное. Быстро накатала (аудирование слушала невнимательно, текст прочитала только 1 раз, сочинение ни разу не проверила). А что, порог пройду по-любому, чего стараться-то? НО: 6 ноября я поехала в Нижний Новгород участвовать в международной олимпиаде для учителей английского языка "Профи-край". Так вот, из более 2000 учителей я заняла по Н.Новгороду 1 место, в общем зачете 5 место. Я собой горжусь! Уровень олимпиады был действительно сложным( уровень CPE, и задания по педагогике, методике на англ.языке). За олимпиаду я получу баллы к зарплате, наградные материалы для аттестации, самоуважение. А учительский егэ -никому не нужная, бесполезная трата бюджетных средств.

  • Комментировать надежда 09 апреля 2017 написал(а) надежда

    А я бы Тарасову заставила станцевать на льду. А то что-то мало у нее чемпионов

Оставить комментарий