Итоговое сочинение по русскому языку: хорошая задумка с массой проблем

04 ноября 2016 // Прочитано 6099 раз

7 декабря одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку. Журналист портала sntat.ru Юлия Косолапкина узнала, когда станут известны темы сочинения, и по каким критериям будут оценивать выпускников.

Его ввели три года назад, чтобы школьники не забыли, что такое великий и могучий, упражняясь только в правильных ответах ЕГЭ. За три часа 55 минут нужно развернуто раскрыть одну из предложенных тем. Их точные формулировки ученики узнают за 15 минут до начала экзамена. У каждого часового пояса в стране темы разные, так что списать не получится. Пока Рособрнадзор РФ готов раскрыть только общие направления. Всего их пять: разум и чувство, честь и бесчестие, победа и поражение, опыт и ошибки, дружба и вражда. Знание тех произведений, где эта тема раскрывается, и пригодятся школьникам.

Требования к объему простые - не меньше 250 слов. На оценку влияют соответствие сочинения теме, какую аргументацию использует школьник, какой литературный материал привлекает, чтобы проиллюстрировать описываемую ситуацию. Само собой не останутся в стороне грамотность, композиция, качество речи. Нынешним выпускникам можно воспользоваться опытом предыдущих.

Оценка за итоговое сочинение не ставится, можно получить «зачет» или «незачет», при этом попасть на ЕГЭ по русскому языку можно только с «зачетом». Чтобы этого добиться, школьникам дают не одну попытку сформулировать свои мысли. Те, у кого это не получилось с первого раза, получат еще две возможности. Некоторые выпускники пишут изложение, это относится к детям-инвалидам, обучающимся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также обучающимся на дому. Полный список категорий можно найти на сайте федерального института педагогических измерений. 

- В этом году сочинение напишут примерно около 15 тысяч выпускников, пока еще не сформированы окончательные списки, поэтому число приблизительное. В прошлом году число выпускников, прошедших через итоговое сочинение, было около 16 тысяч человек, - рассказали в пресс-службе министерства образования и науки Татарстана.

Написанное в прошлом году сочинение показало, что только 0,21% получили «незачет». Именно для них организовали вторую, а потом и третью попытку. В итоге все смогли преодолеть порог доступа к ЕГЭ.

- Такая форма помогает ребятам лучше владеть языком, по крайней мере, обратить на письменную речь, чтение художественной литературы больше внимания. Хотя это получается далеко не у всех школьников, все-таки 11 класс - напряженное время,- считает репетитор по русскому языку Ирина Егошина.

Введение итогового сочинения в 2014 году ответило на все нападки в отношении ЕГЭ, что, мол, ребята слишком мало пишут, размышляют, только учатся отвечать на вопросы. Вот, пожалуйста, сочинение, да еще и итоговое, только у специалистов со временем к такой форме появились свои претензии. В Ассоциации учителей русского языка уже предлагают, как ее можно улучшить:

- необходимо уйти от формулировки «допускное» сочинение, заменив формулировкой «выпускное»;

- соответственно, требуется перенос времени проведения с декабря на май (в декабре программа по литературе пройдена не до конца, ключевые произведения современной литературы изучаются во втором полугодии);

- следует придать форме проведения «экзамена» более независимый и объективный характер – проведение экзамена в другой школе, под наблюдением камер, с привлечением при проверке специально обученных независимых экспертов;

- обязательно критерии орфографической и пунктуационной грамотности должны иметь первостепенное значение, поскольку у учителя русского языка и литературы рука не поднимается поставить «зачет», если в каждом слове экзаменуемый допустил ошибку;

- нужно предусмотреть постепенное превращение двоичной системы оценивания в более привычную для школы систему оценивания (5 баллов, 100 баллов).


Мнения

Роман Дощинский, председатель исполкома Ассоциации учителей русского языка, член совета по русскому языку при президенте РФ

- Итоговое сочинение изначально задумывалось как метапредметное и лишь отчасти связанное с умениями и навыками, приобретаемыми на уроках русского языка и литературы. Поэтому, насколько сопряжено итоговое сочинение и подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку, вопрос очень спорный. Конечно, мы можем констатировать тот факт, что любое сочинение проверяет способность выпускника мыслить, рассуждать, логически и аргументированно строить письменное высказывание. Это, пожалуй, единственная точка соприкосновения итогового сочинения и предметного ЕГЭ. Что касается проверки грамотности на итоговом сочинении, вы знаете, что школьник может в каждом слове допустить ошибку, но при этом критериальная система оценивания такова, что и в данном случае он также может получить общий зачет за работу. Разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления. В итоге потерялись очень важные смыслы. Ведь сочинение должно было бы стать основным мотивом, побуждающим молодое поколение страны к чтению классической и современной литературы. И что? Молодежь стала больше читать? Темы сочинений и критерии оценивания подобраны таким образом, что почти утрачивается литературоцентрический характер творческой работы. Без сомнения, мы в начале большого пути. Хочется, надеется на то, что разработчики со временем скорректируют все проблемные звенья.

Татьяна Сорокина, завкафедрой межкультурной коммуникации и лингвистики КГУКИ, кроме работы в вузе занимается подготовкой школьников к ЕГЭ, проводит и проверяет итоговые сочинения

- Задумка изначально хорошая, но приходится сталкиваться с непродуманностью в выборе тем. Например, в прошлом году предлагали ответить на вопрос, что важнее, любить или быть любимым. Для этого нужна школа жизни, а школьники во многом рассуждают наивно и поверхностно просто потому, что у них нет необходимого жизненного опыта, и это нормально. Возникают вопросы к тому, что итоговое сочинение проводят в декабре. К этому времени пройдена не вся программа, но учителю приходится гнать, чтобы успеть, чтобы у школьника были все нужные знания по литературе. В результате очень тяжело не только ученикам, но и учителям. Что касается общей подготовки школьников, то трудно было только в первый раз. Сейчас выпускники подготовлены, легче всего тем, кто готовится к ЕГЭ по литературе. А вот остальным гораздо сложнее.


Тем временем

Новшества ЕГЭ

Итоговое сочинение в декабре - первый этап для выпускников. Основной этап проведения ЕГЭ в 2017 году начнется 26 мая. На горячей линии Рособрнадзора РФ рассказали, какие новшества ждут школьников в следующем году:

В заданиях по всем предметам, кроме иностранного языка, исключат тестовую часть. Это единственное серьезное изменение в ЕГЭ на следующий год. Готовится модель устной части экзамена по русскому языку, разрабатывают задания по истории по новым стандартам, но все это вряд ли будет включено в 2017 году.


Читайте также: Легко ли из ребенка сделать полиглота


Автор: Юлия Косолапкина

Поделитесь с друзьями

1 Комментарий

  • Комментировать Рашит 07 ноября 2016 написал(а) Рашит

    А тема: «Чувство юмора как признак интеллекта» - будет?

Оставить комментарий