Перейти на пятидневку в школах не получится, но стремиться к этому нужно

29 октября 2016 // Прочитано 3987 раз

Родители собирают подписи под петицией за то, чтобы их дети учились в школах на один день меньше. Сами школьники в данном вопросе до конца не определись. Насколько целесообразна затея разбиралась корреспондент портала sntat.ru.

Ввести пятидневую учебную неделю в школах требуют родители и собирают подписи под петицией. Обращение уже подписали более 10 тысяч человек, в том числе и жители Татарстана. Нужно набрать 25 тысяч голосов, чтобы письмо было направлено в государственные органы. Инициатива эта не новая и обсуждение идет на протяжении нескольких. Разница лишь в силе резонанса. Например, летом с подобной инициативой вступал депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. На что в минобрнауки республики ответили, что «компетенцией принятия решения о пятидневной или же шестидневной неделе обладает школа». Новая волна обсуждений инициирована уже родителями.

Сторонники утверждают, что у каждого взрослого человека с нормальной рабочей неделей есть два полноценных выходных, в том числе и у чиновников, а у детей нет. Согласно мнению взрослых, дети не успевают отдохнуть и восстановить силы за один день. Да и времени на семейное воспитание не остаётся. «Как родители могут воспитывать ребёнка, если видят его реже, чем учитель?», - задаются вопросом активисты.

Не хочу, чтобы мой ребенок учился пять дней в неделю

У авторов петиции много сторонников и в Татарстане. Они подписали документ и ведут активную полемику в соцсетях со своими противниками. Следует отметить, что последних тоже немало. Однако «против» на платформе высказались примерно 500 человек. В числе противников инициативы ведущий советник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся минобрнауки Татарстана Гульфия Ахвердиева. Сама она под петицией не голосовала, но свою позицию корреспонденту портала sntat.ru объяснила.

- Родители должны понимать, что если будет создана пятидневная рабочая неделя, то ученики средних классов будут заниматься по 8-10 часов в день, что не пропустит СанПиН. Если сейчас шестой урок у ребенка заканчивается в 13.40, то при пятидневке это случится около трех часов дня. Если прибавить внеурочную деятельность, профильные курсы, то дети вообще будут учиться до 6 часов вечера. А когда школьникам полноценно питаться, отдыхать и гулять на улице? Я бы не хотела, чтобы мой ребенок учился пять дней в неделю. Это очень тяжело, - сказала она.

48f5805dc23ba5dcb42878567d93fdca L

По словам собеседницы sntat.ru, примерный учебный план для школ составляется в их отделе, ориентируясь на который школы сами составляют свои учебные планы, которые утверждаются на педсоветах и в районных отделах образования. Сейчас в республике нет ни одной школы, которая бы в качестве эксперимента перешла на пятидневку. Все школы работают согласно закону «Об образовании РФ» №273-ФЗ.

- Конечно, родители могут прийти к директору школы с предложением учиться пять дней в неделю. Директор по этому поводу должен создать комиссию и проработать вопрос, определить, может так работать школа или нет. Однако далеко не все учебные заведения смогут себе это позволить. Дело в том, что школы переполнены, при пятидневке не хватит учебных классов и педагогических кадров, - отметила Гульфия Ахвердиева.

Всего в Татарстане насчитывается 1407 общеобразовательных школ, ученики 30 процентов из них учатся в две смены. Вторая смена - бич крупных городов - Казани, Набережных Челнов, Лениногорска, Альметьевска, Нижнекамска, Бугульмы. На селе дети учатся в одну смену. Рабочая учебная неделя у учеников 5-11 классов составляет не менее 36 часов, а это шесть учебных часов в день шесть дней в неделю, что соответствует нормативу.

Переход на пятидневку возможен только в начальной школе

- Я знаю, что многие родители хотели бы перейти на пятидневку, чтобы больше времени проводить с детьми, ходить по субботам в театры, заниматься спортом. Но, к сожалению, в Татарстане мы пока не сможем перейти на такую систему. Потому что есть региональный компонент, несколько учебных дисциплин, которые не позволяют нам так сильно сократить учебный план. Кроме того, у нас не все школы работают в одну смену. Чтобы избавиться от второй смены, нам нужно построить еще очень много школ. Первые классы в республике учатся пять дней в неделю. Начиная со второго класса появляются дополнительные уроки, которые переходят на субботу, - сообщила заместитель министра образования и науки РТ Лариса Сулима.

Она считает, что пока переход на пятидневку возможен только в начальной школе. Но и там должна соблюдаться нагрузка - не более пяти уроков в день. Собеседница также добавила, что, когда глава минобрнауки России Ольга Васильева заявила о том, что федеральное ведомство берет курс на переход к пятидневке, «она еще только вступила в должность и до конца не понимала, что в разных субъектах, и особенно в национальных республиках, есть региональный компонент».

- Поэтому у нас пока перейти на пятидневку не получится, но стремиться к этому нужно. Я сама как родитель хотела бы иметь свободную субботу, но пока не получается, - заключила Лариса Сулима.

18DSCF6245

Интересно, что пока данный вопрос депутатами Татарстана не обсуждался, хотя инициатива рассматривалась в Госдуме России. Но и там депутаты не сумели прийти к какому-либо решению. В настоящее время инициатива широко обсуждается в родительских комитетах школ. В Госсовете Татарстана соглашаются с позицией профильного министерства, что реализовать ее можно, но лишь в начальных классах.

- С одной стороны при пятидневке родители могли бы больше заниматься своими детьми, но с другой школа не смогла бы реализовать в полной мере программу образования. Предметов очень много, старшеклассники итак перегружены, изучают иностранные языки, по которым хотят ввести еще дополнительные часы. К учебной программе добавились часы по физкультуре, а в национальных республиках дополнительно изучаются государственные языки и другие предметы. Чтобы реализовать образовательный стандарт при пятидневке, дети должны будут заниматься с утра до ночи, - говорит председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев.

Поверхностный подход или рациональное использование времени?

А что же думают о такой системе образования сами школьники? Как ни странно, но и тут мнения разошлись. Выпускник казанской гимназии №122 Егор Ерпелев из Казани после победы на Всероссийской олимпиаде в 2016 году без экзаменов поступил в МГИМО, где сейчас изучает международное право. Он считает, что пятидневная учебная неделя более удобная для школьников, поскольку дает больше времени для самообучения.

- Школьные уроки должны быть основой для обучения, но не занимать все время целиком. Это тот костяк, на который нарастает мясо самообразования. Было бы очень удобно, если бы высвободился один учебный день. По своему опыту хочу сказать, что мне пришлось очень много отпрашиваться, договариваться с преподавателями, чтобы заниматься самообразованием. При пятидневке школьники получили бы более удобный график для обучения. 45 минут, сэкономленные каждый день, с лихвой компенсируются одним свободным днем, - считает первокурсник МГИМО.

Другой казанский школьник Булат Курамшин закончил в этом году лицей №131 с золотой медалью, выиграл международную Олимпиаду и поступил на химический факультет в КФУ. Парень высказался против обсуждаемой идеи. Переходить на пятидневку в школе - это поверхностный подход к проблеме нехватки времени у школьников, уверен он.

- Вот я, например, учился большую часть школы шесть дней в неделю. И любил учиться, любил своих учителей, и одного выходного вполне хватало для отдыха. Я приходил домой в 3-4 часа. Если был кружок, дополнительные бесплатные занятия по желанию, то в 5-6 часов вечера. У меня было по 6-7 уроков в день, как у всех. После учебы хватало времени, в общем-то, на все, что мне было нужно. Уроки почти все делать успевал, читал, учился дополнительно, отдыхал, занимался спортом два раза в неделю, гулял. Всего хватало, - поделился он.

Студент КФУ отметил, что иногда проблема заключается в учителях, которые не в меру нагружают учеников подготовкой к ЕГЭ. В 9 и в 11 классе некоторые педагоги не обучают своему предмету, а просто накачивают решениями заданий тестов ЕГЭ и ОГЭ. И времени у школьников не хватает ни на что именно из-за такого огромного блока подготовки, которая нужна только для единичного экзамена, считает собеседник.


Мнения

Альфия Хабибуллина, директор казанского лицея №131

- Для начальной школы пятидневка целесообразна, но для старшеклассников и учеников средней школы - нет. У них учебный план насыщенный. Если раскидать 36 часов на пять дней, то ребятам придется посещать 8-9 уроков в день. Это очень большая нагрузка. Сейчас у наших детей шесть уроков заканчиваются в 13.45. Если будет по восемь уроков, то учеба завершится ближе к 16.00. А ведь детям нужно нормально обедать, добираться до дома. Дома в пять-шесть часов вечера им вновь придётся садиться за уроки.

Иногда у нас в силу необходимости бывают седьмые уроки. На последнем уроке работать очень тяжело. Дети устают, не воспринимают материал, устают и сами педагоги. Качество образования от этого не улучшится. Понятно, что родителям хочется освободить выходные, чтобы ездить на разные уик-энды. А то, что при этом качество образования может пострадать их не очень волнует.

Зоя Редько, директор челнинского лицея № 78 им. Пушкина

- Такую систему образования внедрить для старшеклассников было бы затруднительно. Однако она была бы целесообразна в начальной школе.

Ирина Никифорова, директор школы №6 города Лениногорска

- В нашей школе учится более 800 детей в две смены. Я, как директор школы, была бы «за» пятидневку. Но нагрузка на детей будет большая, надо будет как-то пересматривать учебный план. Плюсы в том, что родители будут больше находиться со своими детьми. Дети будут больше заниматься сами, посещать кружки в выходные дни.

Вячеслав Парфёнов, директор школы №6 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского района

- Согласно закону об образовании, родители могут учить детей так, как хотят. Дети могут вообще не ходить в школу и учиться дома или заниматься в школах по семь дней в неделю. Если в школе наберётся один класс, который хочет учиться пять дней, то учебное заведение может разработать для него индивидуальный учебный план, согласовать его в Управлении образования. Если хочет перейти на пятидневку вся школа, то тоже может это сделать. Только родители должны обращаться к директору школы до начала учебного года.

Однако родители должны понимать, что пятидневка предусматривает уменьшение количества учебных часов в неделю. Учебные часы не перераспределяются, а убираются. Всего придётся отнять 5-6 часов. Вот в нашей школе дети какие-то ненормальные, они хотят учиться семь дней потому, что им здесь очень интересно. Вопрос о переходе на пятидневку у нас никогда не возникал. Лично я считаю эту идею очень глупой затеей. У детей итак много выходных дней. Только летние каникулы длятся целых три месяца, а если к ним еще прибавить пятидневку, то школьники вообще почти полгода будут просто бездельничать.


Читайте также: Вся правда про «Давай поженимся»: житель Казани стал женихом в шоу Ларисы Гузеевой 


 

Автор: Наталья Рыбакова

Поделитесь с друзьями

2 комментарии

  • Комментировать Наиль 20 декабря 2016 написал(а) Наиль

    Однозначно, - стоит постараться.

  • Комментировать Лилия 11 февраля 2017 написал(а) Лилия

    Нужно обязательно ввести пятидневку в начальную школу. Это даёт разгрузку для учеников и для учителей, о них ведь тоже надо подумать . Не может восстановить потраченную энергию учитель и ученик за один день

Оставить комментарий