Андрей Козловский: «У бардов все просто – один сумасшедший появляется в городе, и все начинает жить снова»

12 апреля 2017 // Прочитано 631 раз

В Казани прошел фестиваль бардовской песни «Гори гора!». В числе гостей возрождать некогда прославленные традиции бардовской музыки Поволжья приехал всенародно любимый поэт и композитор Андрей Козловский, чьи песни распевают у костров по всей стране, запоминая слету слова и подбирая на слух аккорды.

Название площадки было также «позаимствовано» оргкомандой у известного барда. «Гори гора» – заглавие одной из самых любимых и широко известных песен Козловского. Сама песня – неофициальный гимн Грушинского фестиваля, соавтором которого в свое время был Андрей Козловский. Каждый год эту песню исполняет необыкновенный хор – тысячи и тысячи зрителей, собравшихся в амфитеатре горы на Мастрюковских озерах – на главном концерте «Груши». На небольшую поляну между Самарой и Тольятти уже много лет стекаются поклонники этой музыки со всей России, на несколько дней создавая многотысячный палаточный лагерь.

Несмотря на интереснейший состав гостей, казанскому фестивалю «Гори гора!» всего два года, а занимается им совсем небольшая команда во главе с очень молодым идейным вдохновителем Дмитрием Ильиным. По его словам, Казань славилась когда-то традициями бардовской песни, именно из Казани вышло много известных на всю страну авторов, здесь проходило несколько крупных фестивалей. Но в последнее время всего этого не стало. Исправить положение и намеревается оргкоманда проекта.

photo 2017-04-12 15-33-03

В беседе с ИА «Татар-информ» Андрей Козловский вспомнил бардовскую Казань времен Стаса Аршинова, похвастался собственной озвучкой «Фиксиков», и рассказал о том, что получается, когда в городе появляется всего один сумасшедший.

– Как сказала Екатерина Болдырева, именно в нашем городе получилось так, что авторская песня, ее расцвет и кульминация были очень связаны с одной личностью – личностью «великолепного Стаса Аршинова», человека-эпохи. Клуб самодеятельной песни «Апрель» был известен на всю страну. После его смерти в 2012 году барды в Казани притихли. Можно ли сегодня говорить о каком-то возрождении, кризис жанра миновал?

– В Казани раньше была, можно сказать, кузница бардов, авторов песни. 90 процентов песен, которые я в юности пел и знал наизусть написали казанские авторы: Виталий Харисов, Сергей Мальцев, Дима Бикчантаев, Валерий Боков. В Казани было прямо здорово. Бардовская песня в правду угасла здесь. Перестали в Свияжске проходить летние слеты «Острова Буян», ушел Стас Аршинов. Он собирал, он креативил, но смерть – штука такая… Стас двигал это движение. Сейчас появился Димка (организатор фестиваля «Гори гора!» Дмитрий Ильин – прим. ред.). Он не такой, как Стас, но он пытается что-то делать. Тут ведь все просто: один сумасшедший появляется в городе, и все начинает жить снова.

– Барды, бардовская песня – обычно укладываются в сознании людей в костровую романтику, ночные посиделки с гитарами, какие-то ламповые вечеринки. Я знаю, что у организаторов этого фестиваля в планах есть идея все-таки вывезти его из четырех стен, но пока мы здесь. Не портят такие закрытые пространства и официоз рядов зала атмосферы бардовской песни?

– Невозможно же сейчас на снегу что-то устроить, и то, что ребята устраивают в зале это как раз и есть продолжение того, что было летом у костра и палатки, сезонное видение авторской песни. Зал – это не страшно. На самом деле у бардовской песни есть сезон, это – лето, когда к костру может подойти каждый и не важно: с гитарой, скрипкой или виолончелью. Любой человек, который пришел к костру, он уже наш человек.

photo 2017-04-12 15-32-55

– А вас Дмитрий Ильин спрашивал, прежде чем назвать казанский фестиваль заглавием вашей песни?

– Димка позвонил мне, сказал: «Андрей, а я фестиваль знаешь, как назвал»? – «Гори гора!». Я говорю: «Ну, хорошо». Димка еще мальчиком бегал с нами. Я в Казань первый раз приехал в 1986 году на «Остров Буян» (фестиваль авторской песни Станислава Аршинова, проходивший на территории Свияжска в 90-е годы – прим. ред.), когда его еще проводил Стас Аршинов. Димку еще с тех пор помню. Он пришел к нашему костру, разумеется, человек наш, не случайный.

– Конечно, история с конфликтом на «Грушинском фестивале» уже стала местной байкой. К сожалению многих поклонников вашей авторской песни, вы там больше не выступайте. Какие действительно качественные, душевные бардовские слеты России, а может быть, и не только вы бы на сегодня выделили? Где можно встретить Андрея Козловского?

– Практически везде сейчас такая душевность, от которой тошно становится: когда уже закончится этот «ля минор». Хватит отливать эту сталь, сделайте уже что-то новое, интересное! Когда проводят какие-то креативные концерты со смешанной стилистикой – это действительно интересно: типа «Борзовки» в Крыму, байкальского фестиваля. Когда такие вещи появляются – это прекрасно. Авторская песня – это традиция. А традиция, еще Стравинский сказал, это вечно живой изменяющийся механизм, в котором сверкает ядро.

Наше ядро – Окуджава, Высоцкий, Матвеева, Галич, это действительно так. Но почему-то все стали требовать клонировать Анчарова и Окуджаву, и эти маленькие клоны плохо играют на гитаре, плохо поют – зачем они? А я не хочу слушать рифмованную советскую энциклопедию, которая меня не трогает. Я хочу, чтобы музыка приносила удовольствие.

photo 2017-04-12 15-33-00

– Чем вы сейчас занимаетесь? Увлекают ли новые идеи в последнее время?

– Строительством вот занимаюсь (смеется). Я всегда чем-то занимался помимо песни. А сейчас буду озвучивать мультфильмы, например. После того, как я спел практически все заглавные песни мультфильма «Фиксики», у меня появилось еще семь мультконцертов.

– Для чего вы пишите сейчас и для чего писали 20 лет назад? Изменилось ли что-то?

– В юности я писал для того, чтобы нравится девчонкам, и с тех пор ничего не изменилось. Мальчик всегда берет в руки гитару для того, чтобы девчонки любили, это я вам точно говорю. У музы всегда есть женское начало. Процесс творчества совершенно неформульный. Если бы я знал, что и кто конкретно меня вдохновляет, я бы только в этой позе и только с этой музой и строчил бы тексты, по пять в день минимум, и впаривал бы их за большие деньги. Но я и сам не знаю, почему и как все это получается, формул нет, да и быть не может.

Автор: Ольга Голыжбина Фото: Александр Эшкинин Видео: Яков Абрамов

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий