Данияр Соколов: Мы хотим, чтобы у общества изменилось отношение к музыкантам-исполнителям

30 декабря 2016 // Прочитано 2517 раз

Интервью с руководителем регионального фонда развития исполнительного искусства «Sforzando».

 Данияр Соколов рассказывает, как помогает молодым музыкантам, с какими проблемами сталкиваются исполнители, а также об идее создания президентского молодежного оркестра в Татарстане.

- Расскажите подробнее, чем занимается ваш фонд «Sforzando» , для чего он был создан?

- Фонд занимается поддержкой и развитием молодых ребят в сфере классического искусства. Мы открылись в 2014 году, провели первый фестиваль и начали работу. В Казани нет организации, которая занималась бы именно молодыми людьми в этой сфере. Кто-то с иронией вспоминает советское время, другие с чувством благодарности, а третьи с негативом. Один из плюсов режима того времени - развитие культурной прослойки. Если взять ежегодное послание Владимира Путина, в первые годы правления о культуре совсем не говорилось, все вылилось в 2014 год, в год культуры в России. Мы открылись потому, что нельзя было не открыться. Истоки мировой и общественной культуры нужно знать. В Москве и в Санкт-Петербурге много подобных организаций, а мы третья столица, у нас много талантливых людей. Первая наша большая работа - фестиваль «Музыка вокруг нас». Концерт проходил в формате «open air», по городу расставляли фортепьяно. В этом году на фестивальном дне в Свияжске нас посетил президент Татарстана Рустам Минниханов. Наш формат - выйти из концертных залов и показать публике классическое искусство казанских композиторов и музыкантов. Прийти к нам может любой желающий музыкант, ему не придется платить за аренду зала, просто бери и твори, пока есть такая возможность. Мы находимся в поиске грантового обеспечения, а это 20-30 рабочих мест, для ребят музыкантов, для тех, кто окончил консерваторию. Ежегодно выпускается по 500 человек музыкантов, целая армия. А с трудоустройством сложно везде, в Казани, например, много коллективов, но они же укомплектованные. Все перевернулось, люди учатся в консерватории, чтобы в ресторан пойти работать. Идти работать-то некуда. 

- Вашу идею можно назвать «миссионерской».

- Да, мы созданы на энтузиазме (смеется). Оркестр без зарплаты год. Нас поддерживают грантами, но их хватает только, на проведение мероприятий. Музыканты получают гонорары, это нельзя назвать зарплатой, скорее материальная помощь. Тоже неплохо. Иногда нас приглашают на выступления, но это мизер. Наша задача - сохранить традицию и слово «культура». Вот скажите, где можно услышать произведения, созданные студентами-композиторами? Кроме как в стенах консерватории, нигде. А на наших «Кремлевских вечерах» можно. Одна из наших задач, как можно больше привлечь людей. Иногда я встречаю знакомых, и они говорят, «ой, я не люблю классическую музыку», я спрашиваю почему, а они внятного ответа дать не могут. Сталкиваешься с тем, что человек не знает классику. В интернете намерено человек не станет искать передачу о культуре, по телевизору их мало показывают. Наша задача, чтобы из ста человек - двое или трое, пришли, послушали и привели друзей. Мы хотим, чтобы у общества изменилось отношение к музыкантам - исполнителям. Многие относятся к ним как к обслуге, играющей на банкетах. А эти люди учатся с шести лет, как спортсмены. Только почему-то спортсмены у нас миллионеры, а музыканты. На Западе такого нет.

- Летняя идея с фортепьяно казанцам пришлась по душе. Не боялись, что от инструментов ничего не останется?

- Чтобы их украсть, нужно постараться (смеется). Вес инструмента 300 кг. В первый год были сомнения, признаюсь, поздними вечерами посматривали все ли в порядке. Были удивлены, столько молодых людей играют и поют песни. Инструменты собирали по всему городу. Забирали у тех, кому они стали не нужны. Затем реставрировали, настраивали. На последнем фестивале «Музыка вокруг нас» выставили шесть фортепьяно. А чуть позже пришла идея создать «Оркестр пианистов», состоящий из 11 фортепьяно. Пианисты играют одновременно разные партии совместно с камерным оркестром. Музыку пишут молодые композиторы из консерватории: Мария Черных, Ильяс Камал, Лейсан Абдуллина. А с Эльмиром Низамовым и Радиком Салимовым мы готовим совместные проекты. Мы играем сложные произведения, которые требуют долгих часов репетиций. Круче этого проекта просто нет, городу нужно что-то интересное и необычное. Проект идет на перспективу хэдлайнерским, в Санкт-Петербурге, Москве и вообще в мире аналогов этому проекту нет.

- Вы как музыкант-пианист и руководитель, можете подчеркнуть, чего не хватает Казани?

- У нас практически нет менеджмента в сфере искусства. Нас можно назвать первым молодежным менеджментом. Да, есть Сладковский в Москве и по всему миру, джазовое направление тоже развивается, оперный театр... У всех звезды приезжают, а где наши-то таланты? Самое обидное, что есть союз композиторов, актеров, художников, фотографов, люди могут собраться и обсудить общие проблемы. У исполнителей ничего нет. Этого Казани не хватает однозначно. Целая армия никому не принадлежит. В 2017 году мы собираемся заняться этим вопросом и откроем Союз музыкантов - исполнителей. Хотим, чтобы у музыкантов появилось уважение к самим себе. В Москве есть президентский молодежный оркестр. Появилась идея создать кремлевский молодежный или президентский оркестр в Татарстане. Также одна из проблем - отсутствие музыкального театра. В Москве их штук 15-20. Для постановки небольших мюзиклов, камерных опер и музыкальных драматических спектаклей. Например, композитор Эльмир Низамов работает то в одном, то в другом театре, у него тоже должен быть дом. Это проблема и мы над ней работаем. В идеале это должно стоять отдельное здание, например, на кремлевской набережной. А почему бы и нет? Шикарное место, столько зрителей. Недавно я встречался с новым директором ДК «Урицкого», в скором времени появится современное пространство для тех, кто живет рядом. Цель поставлена - задействовать местных жителей. Власти обратили внимание на состояние домов культуры.

- 30 декабря состоится ваш первый дебют в стенах концертного зала?

- В ГБКЗ им.С.Сайдашева проходит Рождественский фестиваль, нас пригласили поучаствовать в нем. Музыканты получат гонорар. Для нас это будет проба пера, большая благодарность, что нас пригласили. Мы собрали интересных молодых певцов и поставили две комические оперы «Бастьен и Бастьенна» Моцарта и «Телефон» Дж.Менотти, также я сам собираюсь поиграть для гостей. Летом в рамках фестиваля «Дни уличных искусств» ставили в Казани три камерные оперы в формате «open air». Конечно, это сложнее, поскольку улица подразумевает непредвиденные погодные условия, но мы справились. Для зала мы изменили постановку, декорации и световые возможности появились, комфортные условия для вокалистов и музыкантов.

- А почему, вы выбрали именно жанр «камерные оперы»?

- Это редко исполняемый жанр в Казани. Им занимаются в консерватории в оперном классе. Несмотря на то, что по специальности я пианист, я сам участвовал в одной из таких. У меня есть мнение, что нагружать неподготовленного зрителя двухчасовой оперой опасно. Наши оперы просты в плане восприятия. Это небольшие жизненные истории, не требующие состава кордебалета и хора. Всего три солиста и длятся они от 45 минут до часу.


Наша справка

Данияр Соколов - пианист, лауреат международных конкурсов. Региональный благотворительный общественный фонд содействия развитию исполнительского искусства Республики Татарстан «Sforzando» был создан для реализации творческих проектов в сфере классического искусства. Целями фонда являются развитие музыкальной культуры республики, популяризация классической музыки и поддержка талантливой молодежи, поиск новых молодых звезд классической сцены, помощь в реализации их таланта на мировой сцене и тем самым пропаганда академического музыкального искусства.


Читайте также: Илья Славутский: Гоголь был блистательным прозаиком, но его стихи наивны, вычурны и несовершенны


Автор: Анна Залялетдинова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий