В дом-музей Василия Аксенова добавят соуса «эксперимент»

28 декабря 2016 // Прочитано 971 раз

В Казани в преддверии юбилея писателя обновляет концепцию его «домик». Чем теперь будет наполнено культовое место в эксклюзивном интервью sntat.ru рассказала директор культурной площадки Ирина Аксенова.

- Ирина Александровна, ваша основная деятельность связана с архитектурным проектированием, а Дом Аксенова для вас - своего рода хобби, любимое детище, которое вы ласково называете «домиком». Концепция Дома определилась сразу?

- Да, практически сразу. Та концепция, которая и притянула меня внутрь воскресшего дома. Первый этаж - это память, которая порождает определенную цепочку ассоциаций и мыслей, посвященных Василию Аксенову. Мансардный этаж, позволяющий людям как-то притормозить, пожить и подумать, отельчик на семь номеров. Все это было сделано неслучайно. Это мечта Василия Павловича, озвученная в интервью «Визит пожилого джентльмена», где он отчетливо дал понять: хорошо было бы в городе иметь такое местечко, где можно было бы выпить чашечку кофе, послушать хороший джаз и засвидетельствовать рождение нового таланта. Мы стремимся к реализации этой концепции.

- Какие проекты уже поселились в «Домике»?

- Года через три после открытия дома-музея родилась джазовая группа «Dr. V.Aks Band» из Джазовых сред. Что такое среда для нас? Это среда джаза. И в каждую последнюю среду месяца - в «Домике» звучит джаз с историей в словах, в живой музыке и в видеохронике, и так далее. Открылась и работает под руководством Алексея Соломатина литературная студия «Коллеги». И она сегодня успешно функционирует. Собираются молодые авторы почти каждое воскресенье. Каждую третью среду проходят «Аксеновские чтения», где озвучиваются фрагменты бессмертных произведений писателя. Иногда действие проходит в форме литературно-музыкального перформанса, иногда в виде читок, всё зависит конкретно от произведения. Приглашаем иной раз биографов и литературоведов, которые комментируют тексты, возбуждая интерес читателя. Сообщество «Творчество 0+» почти каждое воскресенье радует маленьких детей.

Я не вижу смысла в прогревании и освещении помещения, если в нем нет живого творчества. В этом случае важно наличие содержания и хорошего вкуса. В ближайшем времени мы хотим добавить немножко соуса, который называется «эксперимент». То есть, предполагаются проекты, рассчитанные на разные возрастные категории и социальные слои. Стены зала редко бывают пустыми. На них почти всегда представлена та или иная экспозиция: фото, художественные произведения, инсталляции.

- Многие этот дом считают своим: и поэты, и литераторы, и кинематографисты, и художники...

- Здесь могут быть представлены самые разные виды искусства. И фундаментальные, и миниатюрные. Единственный критерий - это должно быть не случайно. Это должно быть достойное произведение. Не только безусловная классика и высокопрофессиональное, а иногда это бывает самодеятельная живопись, но с духовным содержанием. Есть определённые регламенты. Присутствие разных людей и направлений - в этом тоже есть концепция. Василий Павлович хотел, чтобы здесь появлялись новые таланты. Пусть это будет молодой ранее никому неизвестный поэт или музыкант. И в том же музучилище среди множества людей может быть какой-то Андрей Макаревич или Спиваков. Действительно, очень многие высоко взлетели из нашего благословенного зала после дебюта, получив «звёздный билет».

- Что вас не устраивает в прежней концепции?

- Мы все эти годы реализовывали концепцию, но время меняется, и обновляется концепция, не теряя своей сущности, в соответствии со временем. В первую очередь - привлечь молодежь, оторвать от экранов компьютеров. Конечно, социальные сети - это хорошо, но есть еще и другой мир. Живое общение, живые лица, живое творчество. К примеру, недавно был вечер молодых поэтов КГАСУ «Замочная скважина». Я зашла в зал и нескоро вышла. Увидела молодых, неравнодушных ребят. Многие из них были со всеми признаками нашего времени, но некоторые из них просто - костёрчики, а не тлеющие угольки. Если этот костер раздуть, то этот человек просто может сгореть. Или наоборот. Меня зацепило стихотворение о матери, которое прочитал юноша. Казалось бы, такая тема извечная, но как только он прочитал это стихотворение, люди взяли свои телефоны и стали звонить матерям. Или курсовая работа студентов театрального училища «Чинить живых» по пьесе француженки Маилис де Керангаль, которую поставили педагоги Алексей Калиничев и Елена Калаганова. Простейшие декорации, чистота помыслов, профессионализм постановщиков и талант отдельных ребят - в итоге некоторых зрителей просто вывели из равновесия в хорошем смысле. Тема - пересадка сердца из одного тела в другое… Видно было, что ребята очень серьезно к этому подошли.

Не так давно у нас прошло большое событие - Денис Осокин читал «Овсянки». Экранизация - это одно. А первоисточники, прочтение повести автором, плюс Лейсан Ситдикова (журналист снялась в эпизодической роли в фильме «Овсянки», - Ред.), которая приехала из Москвы. Оба в белом, пространство в яблоках и красной рябине - это, что любят эти мистические птицы. Я тут оторвалась как дизайнер. Денис принес целый рюкзак яблок. Мы их разложили на все поверхности - и на пианино, и на подоконники, и на рояль, и на стулья. И потом каждому зрителю дали по яблоку. Что, люди хуже птичек что ли?
Должен быть созидательный импульс! Не формально. Иначе смысла нет.

- Какие проекты вы решили взять в будущее?

- 5 января Гузель Яхина прочитает свое эссе о Казани, которое впервые прозвучало на «Аксенов-фесте», и мы считаем, что это должны услышать как можно больше людей. Будут ещё хорошие другие авторы.

Идей много, например, со следующего года запускается проект «Город уходящий». Фотовыставка Георгия Фролова и Сергея Саначина - на старых картонках черно-белые фотографии. И еще несколько сюрпризов. И так каждый второй месяц будет посвящен любимому меняющемуся городу. Цикл будет посвящен той Казани, которой уже нет, которая и сегодня уходит не оборачиваясь.

В будущее берем лучшее: Dr.V.Aks Band с джазовыми средами, сценарную мастерскую Ильи Рубинштейна с его замечательными учениками, проект «Чтения ртом».

То, что сегодня происходит в культуре и просвещении, не так радужно и оптимистично. Высшее и среднее образование угасает. Молодежь цифруется, ребята общаются друг с другом на одних междометиях без знаков препинания, глядя в трубки, а не в глаза. Такой «флешмоб», в прямом и переносном смысле.

- Как планируете привлечь молодое поколение?

- Мы хотим сделать небольшую реконструкцию в самом буквальном смысле этого слова. Человек - это производная среды. Спальные районы порождают одну ментальность, а исторический центр другую. Не зря люди стремятся поменять место жительства, поменять обстановку. Мы хотим расширить наш формат, но есть несколько идей, несмотря на то, что кризис набирает обороты. Тем более, надо противостоять этому. Кризисов было много. Они приходят и уходят, а жизнь продолжается.

У меня есть соображение трансформировать пространство зала. В плане большей мобильности его использования. В привязке к камерным театрализованным действам, с использованием современного интерактива. Расширить репертуар в эксперименте: театр, видео, живой звук. Тут может быть очень много разных позиций. Больше интеллектуальной зрелищности, при этом доступной, развивающей и вдохновляющей. Неравнодушной, никаких формальностей. Все средства в итоге должны быть выстроены в дальнейшем на развитие, а не выживание.

- Каким будет функционал нового пространства?

- Мы ведь начинали практически с нуля. Постепенно зальное пространство обросло техникой, много разных было ухищрений, это отдельная история, тут не без анекдотов. Сегодня есть оборудование, которое мы будем и дальше совершенствовать, потому что технические показатели растут. Должна пройти небольшая реконструкция, которая несколько расширит функциональные возможности зала. Я придумала некую декорацию-трансформер. Это своего рода каркасная система. Впрочем, из суеверных соображений не буду полностью раскрывать идею…

Планируем, если будут средства, сделать капитальный ремонт. Благо - есть серьёзный повод. Предстоящий год - 85-летие Василия Павловича, отслеживающего всё происходящее в Доме.

- Что, есть мистические случаи?

- Да, были и не раз. Когда фотопортрет Василия Павловича падал в самый кульминационный момент важного мероприятия вопреки законам физики. В мемориальной комнате у нас было такое: входил «черный» человек, с негативными мыслями, и свет выключался. Так что, Василий Павлович всегда с нами.

2017 год в Доме Аксенова пройдет под эгидой «Шестидесятники в 17-м». В наступающем году, в год юбилея Василия Павловича Аксенова, нас ждет череда юбилеев его выдающихся современников. В январе помимо дней рождения Владимира Высоцкого и Леонида Гайдая, мы будем отмечать 85-летие Риммы Казаковой. В апреле - 80-летие Беллы Ахмадуллиной, в мае - Андрея Битова, в июне - Юнны Мориц. 85 лет исполняется в 2017 году Роберту Рождественскому и Евгению Евтушенко. В сентябре юбилеи Григория Поженяна (95 лет), Геннадия Шпаликова (85 лет) и Юрия Любимова (100 лет). В «Домике» готовятся театрализованные юбилейные вечера.


Наша справка

Ирина Александровна Аксенова родилась в Казани. Училась в Ленинграде. В 1976 году окончила Среднюю Художественную школу им. Иогансона. С 1976 по 1982 год училась в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия Художеств). С 1992 года - член Союза художников РТ, с 1993 года - член Союза Архитекторов РФ. Живет и работает в г. Казани в КГАСУ (Казанском государственном архитектурно-строительном университете) доцентом кафедры реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры. Является автором многих реализованных проектов реставрации памятников истории и культуры, среди которых театр оперы и балеты им. М. Джалиля, Казанский Кремль, Петропавловский собор, «Казанское Подворье» и т.д.

Дом-музей Василия Аксенова расположен на одной из центральных улиц Казани (ул. К.Маркса 55/31), в старинном особняке. Когда-то Дом с мезонином был главным элементом классической городской усадьбы. В 30-е годы XX века здание было приспособлено под «коммуналку». В одной из комнат в семье родственников прожил 10 лет своей жизни Василий Аксёнов. Интерьер практически воссоздан по воспоминаниям Василия Павловича и при его участии. В той части коммуналки, где жили Аксеновы, есть подлинные вещи: кресла, круглый стол под ажурной скатертью и т.д. Музей начал функционировать 13 ноября 2009 года. К сожалению, Василий Павлович не дожил до этого момента, на открытие приехал сын писателя Алексей Аксенов, в дар экспозиции он привез печатную отцовскую машинку марки «Колибри», которая в 1960-х была сравнима по современным меркам с самым дорогим ноутбуком. Из университета Мэйсона (США) на открытие приехала друг писателя Джулиан Кристенсен, которая рассказала собравшимся о том, как работал в эмиграции писатель. К окончанию строительства дома-музея был приурочен второй литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест», который проводится ежегодно. В этом доме расположились ресторан«Перекресток джаза», кофейня и мини-отель в напоминание о том, что Аксенов был страстным любителем джаза. Он хотел, пребывая в родном городе, иметь возможность писать, иногда послушать любимый джаз. В музее воссоздана обстановка того времени, организуются выставки художников, скульпторов, проводятся презентации книг, творческие вечера, дискуссии, работает сценарная мастерская, проводятся встречи с российскими кинематографистами и литераторами.


Читайте также: ЕГЭ для учителей и школьников: новшества 2017 года


Автор: Айсылу Хафизова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий