«Ветер перемен» внес в татарскую песню колорит европейского звучания

07 ноября 2016 // Прочитано 3061 раз

Журналист портала sntat.ru Анна Залялетдинова подводит итог главного музыкального проекта осени и разбирается, какой отпечаток оставит фестиваль на «парусах» местной эстрады.

Как прошел фестиваль?

Проект, о котором так много говорили и так мало знали, в минувшие выходные был презентован политической элите республики, культурным деятелям и казанцам. Впервые на сцене столичного театра оперы и балета им.М. Джалиля прозвучали забытые произведения татарских композиторов - Салиха Сайдашева, Рустема Яхина, Джаудата Файзи, в новом звучании. 24 молодых артиста исполнили 29 композиций в современной аранжировке под аккомпанемент симфо-джазового оркестра. Концерт получился эстетически, вокально и технически безупречным. Год подготовки не прошел даром. Артисты выглядели, словно с обложек модных мировых журналов. Со вкусом подобранные костюмы, в которых чувствуется стиль и отсыл к современным тенденциям. Порадовала не только внешняя оболочка, но и то, как был представлен подобранный репертуар. Все композиции исполнялись вживую. Реализацией проекта занималась сборная из местных и российских деятелей искусства.

Взгляд многих присутствующих был прикован к директорской ложе, оценить самое ожидаемое татарское шоу приехал президент Татарстана Рустам Минниханов, поскольку идея создания фестиваля принадлежит именно ему.

- Впечатления очень позитивные. На самом деле хотелось, чтобы мы не только в пределах Татарстана нашу музыку знали, нашу эстраду знали, наших артистов знали и мне кажется, эта задача решается. Наш оперный театр и его руководитель Рауфаль очень много сделали. Я уверен, что это движение «Yзгәреш җиле» будет и дальше продолжаться. Я оцениваю очень позитивно, мне пока все нравится. Продолжение обязательно будет, - в перерыве прокомментировал лидер республики.

print 1871267 1823251

Также на фестивале присутствовал Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, мэр Казани Ильсур Метшин.

- Кому-то, наверное, нравится старое исполнение, но лучше, когда мы имеем возможность выбирать. Концерт был, выражаясь на сленге, просто бомба, - уже в понедельник делился впечатлениями с подчиненными Ильсур Метшин на традиционном «деловом понедельнике».

Фишки фестиваля

По замыслу концертного художника Виктора Герасименко в центре сцены театра расположилась сложная конструкция-трансформер с дистанционным управлением напоминающая полураспустившийся бутон тюльпана. В зависимости от стиля и ритма композиции, лепесток то распускался, то закрывался. Тюльпан является традиционным символом татарской культуры, цветок используется как в гербе республики, так и в символе казанской Универсиады. Однако не у каждого зрителя декорации ассоциировались с тюльпаном. Некоторые отметили сходства с цветком лотоса.

Разноцветные галстуки бэк-вокалистов в сочетании представляли собой цвета флага Республики Татарстан.

WUcfMku7YkI

По итогам фестиваля, каждый участник был награжден татарской «Грэмми». Специально для «Ветра перемен», были изготовлены памятные статуэтки лауреатов международного фестиваля.

Что удивило?

Музыкальным руководителем фестиваля выступил известный во всем мире джазовый музыкант-трубач Вадим Эйленкриг. Специально для концерта было создано порядка 50 новых аранжировок, которые не меняют характер песни, а влияют на эстетику, форму песни и ритмическую организацию. Каждый участник представил зрителям композицию на татарском языке под аккомпанемент оркестра в различных жанрах: поп, латино-американо, джаз, этно, психоделика и др.

Коллективная творческая работа в подобных мероприятиях ценится довольно таки в том случае, если она не заходит за рамки слуховых представлений. Было заметно, как во многих музыкальных номерах предпочтение было отдано симфо-джазовому оркестру, а в частности трубачу Эйленкригу. В одном из номеров джазмен даже исполнил соло на трубе музыки Салиха Сайдашева «Адриатическое море».

print 1871267 1823253

Что дальше?

За два концертных дня аудитория фестиваля составила 1916 человек, а 4 декабря «Ветер перемен» сменит геопозицию и переместиться в Москву, на сцену Государственного Кремлевского дворца. По итогам двух фестивальных дней, проект «Ветер перемен» априори можно считать успешным, поскольку аналогов фестивалю нет.

Руководитель проекта и по совместительству директор казанского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что фестиваль станет ежегодным и таким образом через пару лет эстрада пополнится послужным списком достойного уровня песен. «Через пять лет это примерно 200 профессиональных песен, безусловно, это повлияет на эстетику и публику», - отметил Мухаметзянов.

Em a39VJ7kY

Станет ли «Ветер перемен» ориентиром и примером для подражания татарской эстрады пока неизвестно. Как показывает практика, для создания красивой и качественной картинки необходимы средства, которых у многих артистов попросту нет.

К сожалению, не каждый талантливый и тем более начинающий артист сможет пробить себе дорогу через тернии к звездам без значительных финансовых трат и без профессиональных кадров. Остается надеяться, что «Yзгәреш җиле» не станет одной из возможных попыток реанимации эстрады, а подтолкнет к созданию качественного продукта, который не стыдно будет представить за пределами республики.


Мнение

Венера Ганеева, народная артистка Республики Татарстана, педагог по вокалу проекта

- Мы с мужем полтора года работали над проектом. Мне было поручено отбирать певцов и репертуар. Это достаточно кропотливая работа. Нельзя же все время петь «припев, куплет, припев, куплет», мы отобрали хорошие забытые и редко исполняемые песни. Благодаря этому проекту мы не сможем сказать, что татарской эстрады нет. Есть определенные певцы, Салават, Хания Фархи, Зайнап Фархетдинова, у них своя аудитория. Мы не говорим, что все теперь нужно подтягиваться к уровню проекта «Ветер перемен», мы внесли в татарскую песню некий колорит европейского звучания. На счет поездок за рубеж, я думаю вполне реально довести до кондиций этот вопрос, наш театр сегодня гастролирует с масштабными спектаклями. Фестиваль будет ежегодным, возможно в следующем году он пройдет весной, такие концерты должны подбадривать и стряхивать нашу публику, мы должны интересоваться другим уровнем. Но настоящего без прошлого быть не может.


 Читайте также: Лада Лабзина: Орган - это сложный инструмент, и по идее, ты сидишь за пультом управления космического корабля 


 

Автор: Анна Залялетдинова

Поделитесь с друзьями

1 Комментарий

  • Комментировать музыковед. 08 ноября 2016 написал(а) музыковед.

    Фестиваль показал, что творческих, талантливых певцов у нас много, но они должны петь свой репертуар, а не искусственно созданный для них фольк материал. Татарские народные песни, которые звучали на фестивальной программе были искусственно обезличены, изменены до неузнаваемости. Они потеряли свой аромат, татарский мон, Все исполнители пели очень громко, надрывно, истерично. А разного плана импровизации были неудачны, они не продолжали и не дополняли мелодию песен.Нежная ,веющая весенним ветром песня "Умырзая" была исполнена грубо, истерично, несоответственно мелодии . А как до неузноваемости был изменен прекрасный романс Жиганова " Ветка сирени" . Песня "Утыр эле яннарыма" прозвучал в дьявольском угаре.В этом певцы не виноваты, их заставили так петь, педагоги, режиссеры, которым все ровно - это арабская, португальская , марийская, русская ли песня, .Для них все песни одинаковы, немного джаза, репа, свинга и т.д. и якобы звучит современно, свежо. Очень жаль, что в проекте не участвовали знатоки татарского вокального искусства. Если бы в программе были включены хотя бы не народные песни- а современные хиты, может бы получилось что . А так, жаль что топчемся на месте, хотя намерения были хорошие. Ни одна татарская народная песня не достойна такой участи. Лундстрем тоже играл татарскую музыку. Еще как! Очень красиво , органично звучала татарская музыка в его джаз оркестре. А столичные гости татарские народные песни "одели" в чужеродные наряды. Песня "Голжамал" всю жизнь поется с грустью, кантиленно, пианиссимо.Она была исполнена грубо, с надрывом, очень громко. Вообще, всех заставили петь громко, абсолютно не вникая в содержание песен. Мне кажется мало кого интересовал текстовой материал песен. Вот так, коротко. Очень жаль, перемены пока не получилось.

Оставить комментарий