Владимир Яковлев: Не надо «за уши» брать Пуччини и тянуть его в 21 век

21 октября 2016 // Прочитано 1419 раз

Художественный руководитель балета ТАГТОиБ им.М.Джалиля в интервью sntat.ru рассказал, почему классический балет бессмертен, какую программу труппа готовит к юбилейному фестивалю Нуриева и почему свобода художника приводит к вульгарщине.

- Владимир Алексеевич, с 1989 года вы руководите балетной труппой, расскажите, почему классика вечна?

- Балет всегда был визитной карточкой России. В те времена, когда балет обосновался на российских просторах, была создана русская балетная школа, она завоевала признание во всем мире. Классический балет - это как симфоническая музыка, когда произведение проверяется годами или столетиями, как картины Леонардо и Рафаэля. Если говорить о нашем репертуаре «Дон Кихот», «Жизель», «Коппелия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и другие, эти балеты существуют более 100 лет, и каждый академический театр считает обязательным включение в репертуар классических постановок. Эти спектакли выдержали испытание временем благодаря своему художественному уровню: музыка, хореография, либретто, сценография. Конечно, время диктует свои условия, происходит смена оформления, изменилась и техника классического танца, в эпоху Петипа (Мариус Петипа - балетмейстер, законодатель балета, - Ред.) была ниже, исполнительная техника выросла в разы. Ведется много разговоров, что классические балеты не нужны и они устарели, ничего подобного, эти спектакли несут позитивный заряд, публика получает эстетическое удовлетворение от музыки и хореографии. Академические театры поддерживается государством - иначе театр не сможет выжить, ведь декорации и костюмы дорогие, также нужно содержать балетную труппу и приглашать артистов.

- А в чем отличительна черта казанского театра?

- Мы показываем как российской, так и зарубежной публике спектакли с полным составом артистов балета. В искусстве, как и в других сферах, работает сарафанное радио, директора театров общаются друг с другом и дают свою оценку. На протяжении 25 лет мы каждый год гастролируем по Европе, местные недруги говорят, что мы выступаем по закоулкам и шикуем на деньги налогоплательщиков, но это полный бред. Крупнейшие города, такие как Париж, Марсель, Страсбург, Амстердам, Роттердам рады нам. В 2005 году наш спектакль «Щелкунчик» занял 1 место в рейтинге центрального телевидения Голландии «AVRO-2». Эта программа составляет рейтинг за год, просматривая не только балетные и оперные спектакли, но и мюзиклы, представления, в общем, все жанры сценического искусства. Западная публика ждет от русских трупп балетную классику, а не современные спектакли.

- На удивление многие ходят на авангардные постановки…

- Последнее время стало модным переосмысливать классические произведение, иногда это переходит в пошлости и доходит до того, что люди во время классических опер совершают действие, которые человек с нормальной психикой не будет делать у всех на виду. Говорят новый взгляд... Если что-то хотите создать новое, тогда лучше найти новую тему, но не надо «за уши» брать Пуччини и тянуть его в 21 век. Демократия и свобода художника иногда, в зависимости от художественного уровня постановщика, превращается в нечто вульгарное.

- Как на ваш взгляд, балетная школа сегодняшнего дня уступает школе времен СССР?

- Практически ничего не изменилось, наоборот идет более динамичная программа обучения, чем во времена моей учебы. Есть понятие преемственности, это сейчас появилось видео, раньше ведь такого не было, поэтому и традиции, и методику передавали из рук в руки, из ног в ноги. Я еще застал старшее поколение педагогов, которые учились у Агриппины Вагановой. При мне всегда фотография моего педагога Николая Александровича Зубковского, он сформировал меня как танцовщика и как личность. Он учил меня, его учил предшественник, я учу других и передаю эту традицию дальше, также как и многие другие артисты балета, поэтому ухудшений нет. Слава богу, в этом отношении искусство балета живет.

- Поговаривают, что казанский театр ставит редко национальные балеты…

- Мы не должны просто ставить национальные спектакли, зрители ждут от нас высокохудожественные произведения. В репертуаре театра есть спектакль «Шурале», который уже стал классикой, «Золотая Орда», оперы «Джалиль», «Любовь поэта». К тому же театр не сидит на одних дотациях, а сам зарабатывает деньги. При создании нового произведения мы должны просчитывать не только художественный уровень постановки, но и коммерческую составляющую. А как по-другому, нужно оплачивать труд артистов. Мера ответственности при выборе произведения высокая. Если мы работаем в сфере искусства, то мы не должны показывать публике произведение низкого художественного уровня, звание академического театра нужно оправдывать.

- В преддверии юбилейного 30-го фестиваля классического балета имени Нуриева, какую программу театр готовит для зрителей?

- Сейчас рано говорить о программе, она находится в процессе формирования. Ожидается премьера спектакля «Ромео и Джульетта», на ее подготовку ушел год, также мы ведем переговоры с труппой Мориса Бежара. Однажды у нас уже были попытки показать его спектакль казанской публике, но директор их балетной труппы сослался на экономические санкции.

- А сколько по времени занимает постановка спектакля с нуля?

- От года до трех лет. На первом этапе - это совместная работа либреттиста, композитора, художника и балетмейстера. На втором этапе театр должен принять этот проект. И на третьем этапе уже начинается постановочная работа в балетном зале, на сцене, оркестре. Например, работа над балетом «Сказание о Йусуфе» шла три года, и затраченные усилия увенчались успехом - спектакль получил государственную премию России.

- Задам нескромный вопрос, у нас сильная балетная труппа?

- Не очень прилично себя хвалить, но дважды по телеканалу «Культура» в программе «Большой балет» принимали участие наши солисты - Кристина Андреева и Олег Ивенко, Мидори Тэрада и Коя Окава, и произвели хорошее впечатление. Наша труппа входит в пятерку лучших театров России, а некоторые критики даже говорят, что мы третий театр в стране. В нашей труппе 80 человек от 19 до 38 лет, и труппа является интернациональной - у нас танцуют русские, татары, украинцы, казахи, англичане, японцы и бразильцы.

- Позвольте спросить про ноги балерин. Я видела фотографии рентгена деформированной стопы, выглядит очень ужасающе.

- Страдают не только ноги, но и позвоночник. У меня у самого искусственное колено. Травматичность в балетном искусстве высокая. Благодаря новым технологиям у нас в балетном зале и на сцене специальный смягчающий пол «Арлекин» - двойной, он смягчает приземление актеров. Но все же при плие - удар опорно-двигательному аппарату наносится довольно сильный. Не случайно стаж у артиста балета 20 лет, а у ведущего актера 15 лет.У каждого из них при себе всегда аптечка, как в скорой помощи, чего там только нет и болеутоляющее и мази, уколы. Но к врачам им порой приходится обращаться во время серьезных травм и растяжений.

- А до скольки максимум можно работать в балете?

- Все очень индивидуально. С выходом на пенсию перед артистом стоит вопрос - кем он будет дальше. Хорошо, что открылось хореографическое училище, часть актеров занимается педагогической деятельностью. Сейчас многие актеры, будучи артистами балета, учатся в других учебных заведениях, чтобы после ухода на пенсию могли найти новое применение, иногда ничего общего не имеющего с балетом.


Наша справка

Яковлев Владимир Алексеевич

Заслуженный артист России (1996) и Республики Татарстан (1980)

Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» (2006)

Медаль «За трудовое отличие» (1986 г.)

Медаль «В память 1000-летия Казани» (2001)

Медаль «За доблестный труд» (2011)

Член Союза театральных деятелей РФ с 1982 года.

Родился в 1951 году. В 1969 г. окончил Ленинградское хореографическое училище им. А.Я.Вагановой и был принят солистом в балетную труппу Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

За время работы в театре в качестве солиста балета Владимир Яковлев создал на сцене яркие образы Шута («Лебединое озеро»), Исаака Ланкедема («Корсар»), Нурали («Бахчисарайский фонтан»), Бенволио («Ромео и Джульетта»), Журдена («Мещанин во дворянстве»), Царя («Конек-Горбунок»), Пана («Вальпургиева ночь»), Петра Леонтьевича («Анюта»), Бога («Сотворение мира»), Шурале в одноименном балете Ф.Яруллина и др.

В 1988 г. В.А.Яковлев был назначен исполняющим обязанности главного балетмейстера.

В 1993 г. В.Яковлев стал инициатором открытия Казанского хореографического училища, где в течение нескольких лет занимал пост художественного руководителя и педагога.

С 1989 г. по настоящее время - художественный руководитель балета театра.


Читайте  также: Топ-5 татарских звезд: сколько стоит корпоратив с Салаватом


Автор: Анна Залялетдинова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий