Антон ANTOXA Жуков: Киберфутбол в России продолжит масштабно развиваться

30 марта 2017 // Прочитано 833 раз

В Казани 31 марта стартует «РОСГОССТРАХ Чемпионат РФПЛ по киберфутболу», а 2 апреля пройдет международный KazanMayorCup-2017. Участие в первом соревновании примут представители всех клубов российской премьер-лиги, а во втором за победу поборются европейские киберспортсмены, победители чемпионата России и казанец Антон Жуков, представляющий «Рубин».

В эксклюзивном интервью порталу sntat.ru Антон рассказал, сколько часов в день он проводит за джойстиком, как оказался в казанском клубе и почему киберспортсмену важно хорошо спать.

Киберфутбол в России получил развитие сравнительно недавно, национальный чемпионат в Казани станет первым подобным российским соревнованием. Сегодня у каждого клуба РФПЛ есть свой киберфутболист, который представляет команду на различных турнирах. На прошедшем недавно в Уфе Кубке России по киберфутболу «рубиновец» Антон Жуков, увы, не смог выйти из своей группы, поэтому настрой на предстоящий чемпионат у парня – самый серьезный.

– Антон, на Кубке страны ты уже играл против Андрея Гурьева из ЦСКА и Алексея Олейника из «Ростова»: первому проиграл, второго выиграл. Жеребьевка чемпионата вновь свела вас в одной группе.

– С игроком из ЦСКА мы постоянно играем в различных турнирах, и у нас достаточно принципиальное соперничество: иногда побеждаю я, иногда побеждает он. На Кубке ему удалось закрыть меня по игре, не дать игрового пространства и не позволить мне проводить атаки. В первом тайме он просто прижал меня к воротам, и что-то поменять в игре мне удалось только после перерыва. В игре против «Ростова» я доминировал, у соперника был один момент за матч. Мне удалось удачно разыграть штрафной – Лестьенн «положил» мяч ударом из-за штрафной площади в девятку. По тем матчам я сделал определенные выводы и сейчас наигрываю новые схемы, чтобы удивить соперников. 

– Как вообще проход тренировка киберспортсмена? Как ты готовишься к турниру?

- Для нас тренировка – это практика с сильными киберспортсменами, например, игроками других клубов. Я стараюсь поддерживать свою форму и готовлюсь вместе с другими участниками чемпионата, но не из своей группы. Сами понимаете, от соперников по группе свои секреты надо держать втайне. Из каждой группы в плей-офф выходят по два человека, поэтому один момент моет решить все. Сейчас я тренируюсь вместе с Русланом Яминовым («Зенит»), немного играл с Сергеем Kefir Никифоровым («Спартак» Москва).

– Сколько часов ежедневно ты проводишь с джойстиком в руках?

– Получается по-разному. Иногда я могу провести три матча за день, когда очень занят. Если дел немного, могу поиграть часов пять. Конечно, делаю перерывы на то, чтобы перекусить или передохнуть. Постоянно сидеть перед монитором – это не есть хорошо. Предпочитаю иногда развеяться: поиграть в тот же футбол или сходить погулять. Многие, наверное, думают, что киберфутболисты целыми днями сидят за приставкой, но это не так.

– Как ты оказался в казанском «Рубине»?

– В клубе я оказался совсем недавно. На меня вышел отдел киберспорта «Рубина», они видели мои достижения – я становился чемпионом России в 2015 году и занимал третье место на последнем чемпионате страны. Из Казани я один выезжаю на какие-то иногородние турниры, поэтому показываю какие-то результаты. Другие казанские игроки участвуют только в местных турнирах.

– Получается, уровень развития киберфутбола в Казани пока не самый высокий?

– Пока да, хотелось бы лучше. Но сейчас создается программа по развитию киберфутбола, и я надеюсь, что в ближайшем будущем его уровень в Казани значительно повысится.

– Когда ты понял, что игра в футбол на приставке может приносить не только удовольствие, но и победы вместе с неплохими призовыми?

– Сначала я играл в FIFA для себя, пробовал участвовать в различных турнирах на интернет-порталах. Потихоньку начал показывать хорошие результаты, побеждать. В интернете ты делаешь взнос на определенный турнир и играешь за призовой фонд. Там я начал выигрывать, получать призовые и понял, что на расходы мне хватает. Поэтому я стал уделять больше времени киберфутболу и заниматься этим профессионально.

– Призовые сегодня являются основным стимулом для киберфутболистов?

– Пока да. У нас пока нет такого, как в Counter-Strike или Dota, где игроки получают зарплаты и играют из-за удовольствия. Призовые для них – это бонус. У нас же в России тех парней, у кого есть зарплаты, можно пересчитать по пальцам одной руки. В Европе многие киберфутболисты получают зарплату и участвуют в большом количестве турниров.

– Твои самые большие призовые в карьере?

– Можно привести в пример последний турнир – Кубок Лоусона: там я заработал в качестве призовых тысячу евро и приставку PlayStation 4.

– Кстати, ты на чьей стороне - PlayStation или XBox?

– Будущий чемпионат пройдет на XBox, поэтому сейчас в ходе подготовки я играю на этой приставке. До этого я постоянно играл на PlayStation, и как только я сел за XBox, заметил некую разницу в скорости игры. Мне кажется, там просто нет ограничения в кадрах, поэтому игра идет быстрее, чем на PlayStation (там урезается некоторое количество кадров, поэтому игра кажется более плавной и медленной). Я больше предпочитаю PlayStation, но так как выбора нет, я готовлюсь на XBox и практически привык к нему.

– В FIFA есть такое понятие как «скиллы» игроков, у всех они разные. Как достигается равенство условий на киберфутбольных турнирах?

– Мы играем в таком режиме, где скиллы у всех одинаковые – у всех игроков выставлены характеристики по 85. Так что, все зависит только от киберспортсмена и его рук. К игре нужно подходить тактически, обращать внимание на мелкие детали, тренировать дриблинг и реализацию моментов.

– У кого из «Рубина» самый большой скилл в FIFA 17?

– По-моему, самый большой скилл среди игроков «Рубина» – у Янна М’Вила.

– Просмотр реальных матчей как-то может помочь киберфутболисту?

– Важную роль играет не просмотры реальных матчей, а то, как ты сам играешь в футбол. Проще говоря, понимание игры. Я стараюсь это совмещать и какие-то действия из FIFA применять на практике в реальном футболе или наоборот. Например, в FIFA есть фишки по приему мяча: передачу через все поле ты принимаешь как профессионал, мяч от игрока не отскакивает. Если же посадить за джойстик новичка, то при приеме такой же передачи мяч от футболиста отскочит метров на 10.

– Сам когда-то занимался футболом?

– Да, занимался, играл за «Приволжанин» в Приволжском районе Казани. Со временем у меня появились мелкие травмы, и я решил заниматься только для себя – играть в футбол с друзьями и заниматься спортом.

– Сегодняшнее внимание к киберфутболу в России – это взгляд в будущее или дань моде? Не получится так, что через пару лет он перестанет развиваться?

– Уверен, что киберфутбол в России продолжит масштабно развиваться. Если мы возьмем турниры, которые сейчас проходят, то их призовые выросли в 3-4 раза. Компания EA Sports создала такой режим, в котором киберфутболисты постоянно играют и отбираются на чемпионаты Европы и мира. Для того, чтобы туда попасть, нужно приложить немало усилий, потому что конкуренция очень высокая.

– Ты учишься на третьем курсе геофака КФУ. Как относятся товарищи по университету к твоему увлечению?

– Одногруппники всегда поддерживают, когда я еду на какие-то турниры. Я всегда ощущаю их поддержку. Увлечение совсем не мешает учебе, я стараюсь грамотно распределять свое время. Даже если я учусь с утра до вечера, то, приехав домой, могу уделить немного времени игре.

– С преподавателями на зачеты-экзамены никогда не играл?

– Увы, нет (смеется). Я бы не отказался от такой возможности.

– Скоро тебе предстоит дипломная работа. Не получится так, что из-за университета придется отказаться от увлечения?

– Думаю, нет. О том, что будет в будущем, я узнаю после производственной практики, которая будет после окончания третьего курса. Также нужно будет ответственно отнестись к курсовой работе. Диплом буду писать уже в следующем году, но, думаю, мне не составит труда правильно распределить время.

– Через пять лет кем мы увидим Антона Жукова: чемпионом по киберфутболу или геологом-профессионалом?

– В будущем, надеюсь, я преуспею и в том, и в другом. Не хочу сказать, что я гонюсь за двумя зайцами: я стараюсь получить образование, а киберфутбол – это хобби, которое переросло в нечто большее.

– Чем год от года версии FIFA различаются? Чем, например, FIFA 17 отличается от предыдущей версии?

– Каждый год выходит новая версия игры, и, можно сказать, все киберспортсмены учатся играть в нее заново около полутора месяцев. Потом уже идет привыкание, ты понимаешь игру, вспоминаешь, как играл в прошлых версиях. Твой накопленный опыт переходит из одной версии в другую. Сложнее тем, кто раньше не играл в FIFA и начинает с новой версии. Они не понимают, в чем заключается «физика» игры, геймплей в прошлых версиях. В FIFA 16 под конец все было так однообразно, все уже очень хорошо научились в нее играть: и пасы. Там есть такой «сильный пас», которым стали пользоваться все – он проходил сквозь защитников, и спокойно можно было забить гол. А в FIFA 17 можно играть по-разному: можно играть в мелкий и быстрый пас, развивать позиционные атаки или же действовать с помощью длинных передач. Это зависит от того, как играет оппонент – в первые 10 минут матча ты к нему подстраиваешься, стараешься забить быстрый гол, навязать свою игру и за счет этого победить.

– С кем-нибудь из «Рубина» приходилось играть?

– Недавно мы играли с защитником молодежной команды «Рубина» Никитой Михайловым серию до двух побед. Никита играет с использованием стандартной защиты, которая запрещена правилами турниров. Быть может, поэтому в первом матче между моим «Рубином» и его «Ливерпулем» я проиграл со счетом 1:2. В следующем матче он по моей просьбе поставил тактическую защиту и проиграл мне 0:3: ему было очень непривычно играть по такой защитной схеме. В третьем, решающем матче он вновь поставил себе стандартную защиту, но я уже разыгрался и забил ему пять безответных мячей.

– В чем разница между стандартной и тактической защитой?

– В стандартной защите ты нажимаешь одну кнопку, и игрок сам отбирает мяч. В FIFA 17 она запрещена в онлайн-турнирах, режиме Ultimate team. В тактической защите при нажатии этой же кнопки игрок будет бежать рядом с соперником, но отнимать мяч не будет. Иными словами, при отборе мяча в тактической защите ты должен использовать как минимум две кнопки. В этом и заключается сложность.

– В «Рубине» у тебя есть любимый игрок?

– Мне очень симпатизирует игра Максима Канунникова. Это очень трудолюбивый футболист, много работает и борется на поле.

– На матчи часто ходишь?

– По мере возможности я стараюсь посещать игры «Рубина». Последняя игра, на которой был в Казани – это матч против «Оренбурга». Конечно, игра получилась вязкая, мяч скакал из одной стороны в другую. Забить нам, увы, не удалось.

– Какую задачу сам себе ставишь на «РОСГОССТРАХ Чемпионат РФПЛ по киберфутболу»?

– Прежде всего, задача – это выйти из группы. Мне попались очень непростые соперники: ЦСКА и «Ростов», с которыми я уже играл в Кубке, а также «Амкар» (он на Кубке РФПЛ вышел из группы) и известный уфимский игрок Давлят Сагитов. Он для меня тоже достаточно принципиальный соперник. Будет непросто, поэтому сейчас задачей является выход из группы, а затем – продвижение по турнирной сетке как можно дальше. Все матчи будут непростыми, со всеми соперниками будет сложно. Главное – принять во внимание то, что соперники играют в разных стилях и по разным схемам. Это обязательно нужно учитывать.

– Независимо от результатов чемпионата ты примешь участие в Кубке мэра. Это будет больше похоже на шоу?

– Если для зрителей это больше шоу и лайтовый турнир, то для киберспортсменов участие в любом турнире – это принципиальность и желание показать высокий результат. Статус турнира роли не играет, всем всегда хочется победить. Это будет битва Россия против Европы. Российские и европейские игроки встретятся только в плей-офф.

1kiber20171

– Ранее тебе случалось играть против соперников из-за рубежа?

– По воскресеньям на одном из порталов еженедельно проходят турниры, в которых можно заработать неплохую сумму (50 евро за победу). Я практически постоянно там играю и иногда выигрываю.

– Есть ли во время ваших матчей судьи? Бывают ли к ним претензии?

– Претензий никаких не бывает. Судьи просто контролируют ход матча: говорят, когда садиться, за какую консоль. Также они ведут протоколы игр, в которых отмечаются время и авторы голов, а также многое другое. Бывает такое, что случаются курьезы – например, игрок бежит рядом, не нажимает никаких кнопок, а его футболист дергает соперника за майку и получает красную карточку. В таких случаях, конечно, начинаются возмущения, но это же игра, и все в равных условиях.

– С парнями из других клубов общаетесь?

– Мы с ребятами стараемся поддерживать отношения, общаемся друг с другом. Причем, все мы общались еще до того, как нас подписали какие-то клубы. Если где-то пересекаемся с ребятами, то можем даже сходить куда-то развеяться.

– Футбольный клуб «Анжи», помимо киберфутболиста, подписал еще и игрока Dota 2.

– Видимо, они хотят развивать киберспорт в целом. Думаю, в скором времени к этому подтянется и «Рубин», и остальные клубы. Тогда уже будут проводиться чемпионаты не только по FIFA, но и по другим дисциплинам. Есть примеры зарубежных клубов, которые сотрудничают с известными киберкомандами – например, португальский «Спортинг» или итальянская «Рома». Постепенно все к этому идет.

– Киберфутбол способен увеличить интерес к футболу реальному? Или это две совершенно разные истории?

– Подписание киберфутболистов в различные клубы как раз связано с желанием популяризировать обычный футбол. Мы будем работать над тем, чтобы привлекать аудиторию и к экранам мониторов, и на стадион. Есть те, кто смотрит только стримы киберфутбола. Мы хотим, чтобы эти люди приходили на стадион и поддерживали команду.

– В каких европейских странах киберфутбол наиболее развит?

– Германия, там очень много сильных игроков. На местном уровне там проходит много турниров, в которых ребята участвуют. У них есть практика в офлайн-турнирах, поэтому они доминируют не только у себя на местном уровне. Много талантливых ребят во Франции. В Великобритании активно развивается киберспорт – последний чемпионат в Европе выиграл как раз британец и получил в качестве призовых 30 тысяч долларов.

– Какие качества нужны игроку, чтобы стать хорошим киберфутболистом?

– Хороший киберфутболист должен понимать саму игру. Плюсом может быть то, что человек сам когда-то занимался футболом. Киберспортсмен должен хорошо спать – тогда он будет максимально эффективно себя показывать. Если человек будет спать по 5 часов, он будет неэффективен. У игрока должна быть постоянная практика с сильными спортсменами. У некоторых киберфутболистов, например, во Франции есть даже тренеры и спарринг-партнеры, с которыми они постоянно тренируются.

– Может ли на игре сказаться настроение?

– Настроение может повлиять на игру. Но я стараюсь контролировать себя. Если я пропустил какой-то гол с отскока или проигрываю не по делу, то стараюсь концентрироваться и исправлять положение. Несмотря на эти глупости, я стараюсь навязывать свою игру.


Читайте также: Андрей Кириленко: У российского баскетбола свой путь и идем мы так, как можем  


Автор: Алексей Анисимов. Фото: Рамиль Гали. Видео: Альфред Камелевский.

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий